Лицензируем кабельное телевещание
Две редакции Закона
Летом 2010г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который вступил в силу в конце октября 2010г. (29 октября 2010г.). Основные изменения, внесенные Законом № 221-ФЗ в Федеральный закон РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», относятся к регулированию отношений по трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Несмотря на это, некоторые установленные Законом № 221-ФЗ изменения Закона № 126-ФЗ относятся не только к трансляции общеобязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, но и к другим отношениям, например, связанным с оказанием услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания.
Одно из таких изменений установлено п.6 ст.2 Закона № 221-ФЗ, который дает новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
Для начала сравним старую и новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ:
Редакция, действующая до 29.10.2010
Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии также предоставляется нотариально заверенная копия лицензии на вещание.
Редакция, действующая с 29.10.2010
Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания соискателем лицензии также предоставляется копия выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.
Данное сравнение позволяет выделить два заслуживающих внимания изменения абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ, связанные:
– с необходимостью представлять нотариально заверенную копию лицензии на вещание;
– с кругом лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется данная норма Закона № 126-ФЗ.
Полномочия Роскомнадзора
Если говорить об обязательном нотариальном заверении копий лицензий на вещание, то в рассматриваемом случае это является избыточным требованием. Это связано с тем, что федеральным органом исполнительной власти, который выдает лицензии на вещание (абз.1 ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи (п.2 ст.29 Закона № 126-ФЗ), является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).
Так п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, (далее – Положение о Роскомнадзоре) установлено, что Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Помимо этого п.5 Положения о Роскомнадзоре наделяет Роскомнадзор полномочиями:
– по осуществлению лицензирования деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензионных условий и требований;
– по ведению реестра лицензий.
Учитывая приведенные выше нормы, можно сделать вывод, что Роскомнадзор выдает и лицензии на вещание, и лицензии на оказание услуг связи, а также ведет реестр указанных лицензий. Поэтому он обладает достоверной и актуальной информацией о лицензиях на вещание, что делает бессмысленным нотариальное заверение копий указанных лицензий для получения лицензии на оказание услуг связи в целях эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания.
О Перечне лицензионных условий
Обратимся теперь к кругу лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
Так как абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ упоминает два разных вида лицензий, то, прежде чем рассматривать данную норму уточним, что собой представляют данные лицензии:
1) Согласно п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи.
2) На основании абз.2 ст.31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ.
Приведенные нормы позволяют увидеть, что лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и лицензия на вещание дают право осуществлять отличные друг от друга виды деятельности, которые в том числе регулируются разными законами Российской Федерации: Законом № 126-ФЗ и Законом о СМИ. Давать здесь более детальное разграничение деятельности по возмездному оказанию услуг связи и деятельности по распространению продукции средств массовой информации нет необходимости, так как это является самостоятельным предметом исследования.
Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ до изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, распространялся на случаи получения лицензии на оказания услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания (1). Учитывая то, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ установлен Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказаний услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень наименований услуг связи), то к услугам связи для целей телевизионного вещания можно отнести как услуги связи для целей кабельного вещания (2), так и услуг связи для целей эфирного вещания (3).
После изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ стал распространяться только на случаи получений лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания. Получается, что со вступлением в силу новой редакции (4) абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ соискателям для получения лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания не нужно представлять копии выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание.
Помимо данной нормы необходимо учитывать, что во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ существует Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, (далее – Перечень лицензионных условий). Перечень лицензионных условий предусматривает одинаковое условие осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного и эфирного телевизионного вещания. Таким условием согласно п.9 раздела XVII и п.8 раздела XVIII Перечня лицензионных условий является наличие лицензии на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями. Так как в отличие от новой редакции абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 не претерпело изменений, получается, что п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий является фактически устаревшим и противоречащим абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
Пункт 9 – исключить
Могут возникнуть сомнения в том, имеется ли прямая связь и зависимость между абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ и лицензионным условием, установленным п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.
Что бы развеять существующие сомнения, обратимся к практике Верховного Суда РФ, а точнее к Решению ВС РФ от 02.02.2010 № ГКПИ09-1637, в котором рассматривался вопрос об оспаривании п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.
Согласно указанному Решению ВС РФ «оспариваемое заявителем лицензионное условие о необходимости наличия у лицензиата лицензии (лицензий) на вещание установлено федеральным законодателем (5), а не Правительством Российской Федерации, которое, напротив, расширило возможности лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с нормой Федерального закона о связи (6), предусмотрев возможность наличия у них вместо лицензии на вещание договоров с лицензиатами-вещателями». Данный вывод ВС РФ был полностью подтвержден Определением Кассационной коллегией ВС РФ от 30.03.2010 № КАС10-143.
Следовательно, ВС РФ и Кассационная коллегия ВС РФ указывает на то, что лицензионное условие, установленное п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий, является не самостоятельным лицензионным условием, а принятым Правительством РФ во исполнение абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
Несмотря на то что ВС РФ в своем Решении № ГКПИ09-1637 допускает возможность Правительства РФ расширить лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ. Данную возможность по расширению лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания нельзя отнести к рассматриваемому в данной статье случаю, так как сохранение п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий в настоящее время приведет не к расширению возможностей лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, а к их ограничению.
Таким образом, с учетом приведенных доводов выходом из сложившейся противоречивой ситуации будет исключение Правительством РФ п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий. Это позволит привести в соответствие с Законом № 126-ФЗ условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания, установленные разделом XVII Перечня лицензионных условий.
(1) Так как в данной статье рассматриваются вопросы телевизионного вещания, то радиовещание далее в статье упоминаться не будет.
(2) П.17 Перечня наименований услуг связи.
(3) П.18 Перечня наименований услуг связи.
(4) Редакция Закона № 221-ФЗ.
(5) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
(6) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
Павел Дунаев,
ведущий юрисконсульт,
г. Москва
08.08.2011
Комментарии