Лицензируем кабельное телевещание

Лицензируем кабельное телевещание

Две редакции Закона

Летом 2010г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который вступил в силу в конце октября 2010г. (29 октября 2010г.). Основные изменения, внесенные Законом № 221-ФЗ в Федеральный закон РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», относятся к регулированию отношений по трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Несмотря на это, некоторые установленные Законом № 221-ФЗ изменения Закона № 126-ФЗ относятся не только к трансляции общеобязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, но и к другим отношениям, например, связанным с оказанием услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания.

Одно из таких изменений установлено п.6 ст.2 Закона № 221-ФЗ, который дает новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Для начала сравним старую и новую редакцию абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ:

Редакция, действующая до 29.10.2010

Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии также предоставляется нотариально заверенная копия лицензии на вещание.

Редакция, действующая с 29.10.2010

Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания соискателем лицензии также предоставляется копия выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.

Данное сравнение позволяет выделить два заслуживающих внимания изменения абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ, связанные:

– с необходимостью представлять нотариально заверенную копию лицензии на вещание;

– с кругом лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется данная норма Закона № 126-ФЗ.

Полномочия Роскомнадзора


Если говорить об обязательном нотариальном заверении копий лицензий на вещание, то в рассматриваемом случае это является избыточным требованием. Это связано с тем, что федеральным органом исполнительной власти, который выдает лицензии на вещание (абз.1 ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи (п.2 ст.29 Закона № 126-ФЗ), является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).

Так п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, (далее – Положение о Роскомнадзоре) установлено, что Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Помимо этого п.5 Положения о Роскомнадзоре наделяет Роскомнадзор полномочиями:

– по осуществлению лицензирования деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензионных условий и требований;

– по ведению реестра лицензий.

Учитывая приведенные выше нормы, можно сделать вывод, что Роскомнадзор выдает и лицензии на вещание, и лицензии на оказание услуг связи, а также ведет реестр указанных лицензий. Поэтому он обладает достоверной и актуальной информацией о лицензиях на вещание, что делает бессмысленным нотариальное заверение копий указанных лицензий для получения лицензии на оказание услуг связи в целях эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

О Перечне лицензионных условий


Обратимся теперь к кругу лицензий на оказание услуг связи, на которые распространяется абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Так как абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ упоминает два разных вида лицензий, то, прежде чем рассматривать данную норму уточним, что собой представляют данные лицензии:

1) Согласно п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи.
2) На основании абз.2 ст.31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ.

Приведенные нормы позволяют увидеть, что лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и лицензия на вещание дают право осуществлять отличные друг от друга виды деятельности, которые в том числе регулируются разными законами Российской Федерации: Законом № 126-ФЗ и Законом о СМИ. Давать здесь более детальное разграничение деятельности по возмездному оказанию услуг связи и деятельности по распространению продукции средств массовой информации нет необходимости, так как это является самостоятельным предметом исследования.

Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ до изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, распространялся на случаи получения лицензии на оказания услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания (1). Учитывая то, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ установлен Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказаний услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень наименований услуг связи), то к услугам связи для целей телевизионного вещания можно отнести как услуги связи для целей кабельного вещания (2), так и услуг связи для целей эфирного вещания (3).

После изменений, внесенных Законом № 221-ФЗ, абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ стал распространяться только на случаи получений лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания. Получается, что со вступлением в силу новой редакции (4) абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ соискателям для получения лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания не нужно представлять копии выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание.

Помимо данной нормы необходимо учитывать, что во исполнение п.1 ст.29 Закона № 126-ФЗ существует Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, (далее – Перечень лицензионных условий). Перечень лицензионных условий предусматривает одинаковое условие осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного и эфирного телевизионного вещания. Таким условием согласно п.9 раздела XVII и п.8 раздела XVIII Перечня лицензионных условий является наличие лицензии на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями. Так как в отличие от новой редакции абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 не претерпело изменений, получается, что п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий является фактически устаревшим и противоречащим абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Пункт 9 – исключить


Могут возникнуть сомнения в том, имеется ли прямая связь и зависимость между абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ и лицензионным условием, установленным п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Что бы развеять существующие сомнения, обратимся к практике Верховного Суда РФ, а точнее к Решению ВС РФ от 02.02.2010 № ГКПИ09-1637, в котором рассматривался вопрос об оспаривании п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий.

Согласно указанному Решению ВС РФ «оспариваемое заявителем лицензионное условие о необходимости наличия у лицензиата лицензии (лицензий) на вещание установлено федеральным законодателем (5), а не Правительством Российской Федерации, которое, напротив, расширило возможности лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с нормой Федерального закона о связи (6), предусмотрев возможность наличия у них вместо лицензии на вещание договоров с лицензиатами-вещателями». Данный вывод ВС РФ был полностью подтвержден Определением Кассационной коллегией ВС РФ от 30.03.2010 № КАС10-143.

Следовательно, ВС РФ и Кассационная коллегия ВС РФ указывает на то, что лицензионное условие, установленное п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий, является не самостоятельным лицензионным условием, а принятым Правительством РФ во исполнение абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Несмотря на то что ВС РФ в своем Решении № ГКПИ09-1637 допускает возможность Правительства РФ расширить лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания по сравнению с абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ. Данную возможность по расширению лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания нельзя отнести к рассматриваемому в данной статье случаю, так как сохранение п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий в настоящее время приведет не к расширению возможностей лицензиатов в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания, а к их ограничению.

Таким образом, с учетом приведенных доводов выходом из сложившейся противоречивой ситуации будет исключение Правительством РФ п.9 раздела XVII Перечня лицензионных условий. Это позволит привести в соответствие с Законом № 126-ФЗ условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного телевизионного вещания, установленные разделом XVII Перечня лицензионных условий.

(1) Так как в данной статье рассматриваются вопросы телевизионного вещания, то радиовещание далее в статье упоминаться не будет.
(2) П.17 Перечня наименований услуг связи.
(3) П.18 Перечня наименований услуг связи.
(4) Редакция Закона № 221-ФЗ.
(5) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.
(6) Абз.2 п.4 ст.30 Закона № 126-ФЗ.

Павел Дунаев,
ведущий юрисконсульт,
г. Москва

08.08.2011

эж-Юрист

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Вячеслав Фетисов. Интервью ЗАКОНИИ. Вячеслав Фетисов. Интервью ЗАКОНИИ.
    Говоря о феноменальном прорыве «милиционеров» в сезоне, Фетисов отметил, что все это – закономерный результат воплощения в жизнь философии Континентальной хоккейной лиги, заложенной в нее при ее создании:...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...