Введение государственной религии на Руси
Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991г. (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире». Христианство пришло в Россию из Византии более 1000 лет назад.
В последнее время в современной России возникло множество лженаучных теорий, искажающих историю России и возвеличивающих дохристианскую языческую культуру, которая оказалась «забыта в результате насильственного крещения». Этим целям служат, например, археологические раскопки, будто бы доказывающие происхождение славян от ариев. Напомним лишь, что нацистская пропаганда некогда утверждала нечто подобное.
В противовес подобным абсурдным теориям хотелось бы напомнить читателю, что у русского народа существует достаточно оснований гордиться своей историей и культурой. И отправной точкой этой подлинной истории служит факт крещения Руси.
Вокруг Древней Руси некогда возникло множество мифов. Одним из самых живучих оказалась легенда о призвании Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора на княжение в Новгород, отраженная в первой русской летописи – «Повести временных лет» (наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку).
В XVIII в., когда в России на государственной службе состояли одни лишь немцы (т. е. те, кто не говорит по-русски), это летописное упоминание послужило поводом говорить о том, что государственность на Русь была привнесена извне более высокоразвитыми скандинавами. Политическая мотивация такой интерпретации соответствующего фрагмента из «Повести временных лет» вполне очевидна: таким образом оправдывалось засилье иностранцев в России.
Однако современные данные позволяют с уверенностью сказать, что зачатки государственности на Руси были еще до призыва Рюрика (а Синеуса с Трувором, как установлено исследователями, в действительности не существовало), варяги же стали лишь военачальниками славянских племен. Но с варягами связан другой важный исторический факт: через земли Руси проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», который обеспечил тесные контакты еще не слишком развитых восточных славян с величайшей средневековой державой.
В конце IX-X вв. Византия постепенно выходила из затяжного кризиса, вызванного иконоборчеством и борьбой за власть. Константинополь, несомненно, стал для славян символом богатства и государственного величия. Поэтому неудивительно стремление отдельных князей совершить набеги на цветущие земли ромеев. Первый из таких походов был зафиксирован в 860г. В большинстве случаев «сценарий» набега был схож: не ожидавшие нападения византийцы были вынуждены противостоять численно превосходившим их славянским племенам. Тем не менее, между ними и византийцами вскоре завязались контакты.
Существует даже мнение, что некоторые князья и часть боярства, пораженные чудесами Константинопольского патриарха, приняли крещение во время похода или, возможно, чуть позже. Однако говорить о «государственном», всеобщем крещении пока не приходилось.
Военные походы русов продолжались при Олеге и Игоре и способствовали установлению более тесных коммерческих отношений между Киевом и Византией. В трудах лжеисториков утверждается, что военные успехи славян доказывают существование некоей могущественной языческой державы, под которыми не устояла даже великая Византия. Сообразно с такой логикой можно предположить, что и по своему культурному и политическому развитию имперский Рим намного отставал от германских варваров, а это было бы верхом исторического абсурда.
По всей видимости, в 955-м либо в 957гг. в Константинополе была крещена жена Игоря, княгиня Ольга, впоследствии признанная первой русской святой. Но до официального крещения Руси прошло еще около 30 лет, хотя исследователи уже не сомневаются, к какой религии и конфессии с того времени склонялись киевские князья.
Согласно «Повести временных лет», перед непосредственным принятием христианства князь Владимир решил исследовать прочие религии, чтобы выбрать наиболее подходящую для восточных славян. К его двору будто бы были отправлены послы из Волжской Булгарии – мусульманского государства на Волге – хазары-иудеи, западные христиане-католики и православные ромеи. После краткого разговора с каждым из представителей соответствующей религии, по замечанию летописца, Владимир остановился на православии.
Сегодня к этому утверждению источника стоит относиться со значительной долей скепсиса. В силу политических и даже географических причин, вероятность того, что ко двору правителя весьма отдаленного государства могли прибыть 4 подобных посольства, невелика. Вполне возможно, православный монах-летописец Нестор в данном случае лишь хотел дополнительно напомнить о тесной политической и прежде всего духовной связи Руси с Византией. А с другой стороны, было бы ошибочно на основании этого фрагмента делать выводы о том, что послы-проповедники истово стремились «переманить» на свою сторону «могущественного» правителя русов, которому, к тому же, было позволено критиковать систему их ценностей.
Однако существует и более прозаическое объяснение причины, почему Владимир предпочел православие. Дело в том, что в эти же годы в Византии разгорелся мятеж военачальника Варды Фоки против центрального правительства. Для его подавления византийскому императору было недостаточно собственных сил, из-за чего он, как часто это случалось в подобных случаях, обратился к «варварским» государствам за военной помощью. На сей раз послы отправились с подобной просьбой к Владимиру. Киевский князь не мог не понимать выгоды такого предприятия и потому за военную помощь попросил у императоров Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Для ромеев такое требование было унизительным. Тогда Владимир взял штурмом одну из византийских крепостей в Крыму – Корсунь (ныне Херсон). Это заставило императоров пойти на уступку, однако сама царевна Анна поставила Владимиру условие принять крещение, поскольку она – носительница православия – не может обвенчаться с язычником. После этого киевский князь и его дружина с боярами были обязаны креститься по православному обряду.
Крещение остальной части Руси заняло более 100 лет и сопровождалось яростным сопротивлением жителей отдаленных земель. Но важный шаг уже был сделан, и Русь признавалась полноправным государством на политической арене, ведь христианские страны долгое время отказывались иметь дело с язычниками. Это подняло международный престиж Руси и способствовало развитию ее торговых отношений с соседями. Но самое главное – на Руси начала складываться великая христианская культура, первые величественные плоды которой начали произрастать уже через полвека после крещения.
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
12.08.2011
Комментарии