Введение государственной религии на Руси

Введение государственной религии на Руси

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991г. (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире». Христианство пришло в Россию из Византии более 1000 лет назад.

В последнее время в современной России возникло множество лженаучных теорий, искажающих историю России и возвеличивающих дохристианскую языческую культуру, которая оказалась «забыта в результате насильственного крещения». Этим целям служат, например, археологические раскопки, будто бы доказывающие происхождение славян от ариев. Напомним лишь, что нацистская пропаганда некогда утверждала нечто подобное.

В противовес подобным абсурдным теориям хотелось бы напомнить читателю, что у русского народа существует достаточно оснований гордиться своей историей и культурой. И отправной точкой этой подлинной истории служит факт крещения Руси.

Вокруг Древней Руси некогда возникло множество мифов. Одним из самых живучих оказалась легенда о призвании Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора на княжение в Новгород, отраженная в первой русской летописи – «Повести временных лет» (наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку).

В XVIII в., когда в России на государственной службе состояли одни лишь немцы (т. е. те, кто не говорит по-русски), это летописное упоминание послужило поводом говорить о том, что государственность на Русь была привнесена извне более высокоразвитыми скандинавами. Политическая мотивация такой интерпретации соответствующего фрагмента из «Повести временных лет» вполне очевидна: таким образом оправдывалось засилье иностранцев в России.

Однако современные данные позволяют с уверенностью сказать, что зачатки государственности на Руси были еще до призыва Рюрика (а Синеуса с Трувором, как установлено исследователями, в действительности не существовало), варяги же стали лишь военачальниками славянских племен. Но с варягами связан другой важный исторический факт: через земли Руси проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», который обеспечил тесные контакты еще не слишком развитых восточных славян с величайшей средневековой державой.

В конце IX-X вв. Византия постепенно выходила из затяжного кризиса, вызванного иконоборчеством и борьбой за власть. Константинополь, несомненно, стал для славян символом богатства и государственного величия. Поэтому неудивительно стремление отдельных князей совершить набеги на цветущие земли ромеев. Первый из таких походов был зафиксирован в 860г. В большинстве случаев «сценарий» набега был схож: не ожидавшие нападения византийцы были вынуждены противостоять численно превосходившим их славянским племенам. Тем не менее, между ними и византийцами вскоре завязались контакты.

Существует даже мнение, что некоторые князья и часть боярства, пораженные чудесами Константинопольского патриарха, приняли крещение во время похода или, возможно, чуть позже. Однако говорить о «государственном», всеобщем крещении пока не приходилось.

Военные походы русов продолжались при Олеге и Игоре и способствовали установлению более тесных коммерческих отношений между Киевом и Византией. В трудах лжеисториков утверждается, что военные успехи славян доказывают существование некоей могущественной языческой державы, под которыми не устояла даже великая Византия. Сообразно с такой логикой можно предположить, что и по своему культурному и политическому развитию имперский Рим намного отставал от германских варваров, а это было бы верхом исторического абсурда.

По всей видимости, в 955-м либо в 957гг. в Константинополе была крещена жена Игоря, княгиня Ольга, впоследствии признанная первой русской святой. Но до официального крещения Руси прошло еще около 30 лет, хотя исследователи уже не сомневаются, к какой религии и конфессии с того времени склонялись киевские князья.

Согласно «Повести временных лет», перед непосредственным принятием христианства князь Владимир решил исследовать прочие религии, чтобы выбрать наиболее подходящую для восточных славян. К его двору будто бы были отправлены послы из Волжской Булгарии – мусульманского государства на Волге – хазары-иудеи, западные христиане-католики и православные ромеи. После краткого разговора с каждым из представителей соответствующей религии, по замечанию летописца, Владимир остановился на православии.

Сегодня к этому утверждению источника стоит относиться со значительной долей скепсиса. В силу политических и даже географических причин, вероятность того, что ко двору правителя весьма отдаленного государства могли прибыть 4 подобных посольства, невелика. Вполне возможно, православный монах-летописец Нестор в данном случае лишь хотел дополнительно напомнить о тесной политической и прежде всего духовной связи Руси с Византией. А с другой стороны, было бы ошибочно на основании этого фрагмента делать выводы о том, что послы-проповедники истово стремились «переманить» на свою сторону «могущественного» правителя русов, которому, к тому же, было позволено критиковать систему их ценностей.

Однако существует и более прозаическое объяснение причины, почему Владимир предпочел православие. Дело в том, что в эти же годы в Византии разгорелся мятеж военачальника Варды Фоки против центрального правительства. Для его подавления византийскому императору было недостаточно собственных сил, из-за чего он, как часто это случалось в подобных случаях, обратился к «варварским» государствам за военной помощью. На сей раз послы отправились с подобной просьбой к Владимиру. Киевский князь не мог не понимать выгоды такого предприятия и потому за военную помощь попросил у императоров Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Для ромеев такое требование было унизительным. Тогда Владимир взял штурмом одну из византийских крепостей в Крыму – Корсунь (ныне Херсон). Это заставило императоров пойти на уступку, однако сама царевна Анна поставила Владимиру условие принять крещение, поскольку она – носительница православия – не может обвенчаться с язычником. После этого киевский князь и его дружина с боярами были обязаны креститься по православному обряду.

Крещение остальной части Руси заняло более 100 лет и сопровождалось яростным сопротивлением жителей отдаленных земель. Но важный шаг уже был сделан, и Русь признавалась полноправным государством на политической арене, ведь христианские страны долгое время отказывались иметь дело с язычниками. Это подняло международный престиж Руси и способствовало развитию ее торговых отношений с соседями. Но самое главное – на Руси начала складываться великая христианская культура, первые величественные плоды которой начали произрастать уже через полвека после крещения.

Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова

12.08.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое