Иезуит – ругательство или почет?
Уже давно слово «иезуит» в русском языке обрело отчетливо отрицательные коннотации. Этому способствовало множество факторов. Однако стоит разобраться, кто же такие иезуиты на самом деле.
В отличие от православия, в католицизме существует целая россыпь монашеских орденов. Такая традиция идет от Средневековья и вовсе не подразумевает несовершенства монашеской организации на Западе. Каждый из орденов в той или иной мере «ответствен» за отдельную сферу церковной деятельности.
Из современных орденов наибольшим авторитетом обладают францисканцы, доминиканцы и иезуиты. В то время как первые два ордена посвящают свои заботы преимущественно благотворительности и теологическим изысканиям соответственно, иезуитские коллегии до сих пор остаются едва ли не лучшими образовательными центрами в мире.
Основатель Общества Иисуса (именно так формально именуется орден иезуитов) святой Игнатий Лойола твердо вознамерился посвятить свою жизнь Богу и Церкви после того, как был тяжело ранен и чуть не погиб в 1521г., защищая крепость Памплона от французских войск. Врачи, долго боровшиеся за жизнь Лойолы, вскоре признали бесперспективность дальнейшего лечения и призвали его исповедоваться перед смертью.
После исповеди и соборования Лайоле внезапно стало лучше, и он попросил принести ему рыцарские романы, которых, правда, не оказалось в фамильном замке, но в семейной библиотеке были обнаружены только «Жизнь Иисуса Христа» одного католического монаха и один из томов «Житий». После этого судьба Лойолы была предрешена.
Через некоторое время молодой человек решил начать обучение наукам. Для этого он прибыл в один из центров европейской образованности – Париж. Там он постепенно овладевал классическими языками, философией, естественными науками и, наконец, богословием. За 6 лет, проведенных в Париже, Игнатий Лойола сблизился с шестью юношами: Петром Лефевром, Франциском Ксаверием, Яковом Лайнезом, Альфонсо Салмероном, Николаем Бобадильей и Симоном Родригесом.
15 августа 1534г. во время мессы в церкви Святого Дионисия они торжественно принесли обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства в Святой Земле. С этого дня ведет свое начало Общество Иисуса. В 1537г. все семеро основателей ордена были рукоположены в священники. Ввиду начавшейся войны Венеции с Турцией, они не могли отправиться на Святую Землю и отправились в Рим.
Там священники получили возможность преподавать теологию в Римском Университете. В 1538г. Лойола на Рождество удостоился большой чести служить мессу в одной из главных римских церквей – Санта-Мария Маджоре. Однако молодые люди хотели в бóльшей степени заниматься миссионерской деятельностью, и тогда они решили официально создать новый монашеский орден.
27 сентября 1540г. папа Павел III специальной буллой «Regimni militantis ecclesiae» оформил создание ордена.
Общество Иисуса возникло в чрезвычайно трудный для католической Церкви момент. После выступления Лютера против злоупотреблений католического духовенства могущество Церкви было поколеблено. Сначала в германские земли, а затем и в другие европейские государства, проникла «лютеранская ересь». С учетом все растущего авторитета нового догматического учения Риму была необходима опора, как внутри Италии, так и за ее пределами. Именно такой опорой в столь сложный момент мог и в итоге стал новый орден.
Иезуитский устав предполагал принесение четырех обетов вместо обычных для других орденов трех: бедности, послушания, целомудрия и послушания папе в «вопросах миссий», т. е. миссионерство. Лойола и его сподвижники создали четкую структуру, в которой младшие по положению беспрекословно подчиняются старшим. Во главе всего ордена стоял пожизненный генерал, прозванный «черным папой», который подчинялся только непосредственно главе Церкви.
Основной целью ордена провозглашалось сохранение и укрепление католицизма. Для ее осуществления иезуиты избрали два пути: они сразу же заняли одной из лидирующих мест в системе образования в Европе; а с другой стороны, вели активную миссионерскую деятельность.
Для эффективности работы ордена его членам было позволено даже жить в миру, скрывая свою принадлежность к монахам, и таким образом проповедовать истины католичества среди обычных людей. А поскольку религиозная борьба между последователями Лютера и католиками все более накалялась, иезуиты создали собственную систему моральных императивов, согласно которой толковать некоторые факты позволялось с учетом сложившихся обстоятельств. Отсюда в нашем сознании возникла прочная связь между «иезуитом» и «казуистикой».
Действительно, иезуиты отличались поразительной изворотливостью ума и стремлением не столько показать целое в изучаемом вопросе, сколько разбить его на частности, тем самым, избежав невыгодных для себя толкований и несколько сбить с толку своего противника. Однако причины такой политики понятны: в условиях настоящей войны за души верующих такой подход позволял сохранить сильные позиции Папского Престола. А иезуитские коллегии, существующие и в наше время, по-прежнему остаются образцом высочайшего качества духовного воспитания и образования. При этом их выпускниками были отнюдь не только видные церковные деятели, но и светские лица, среди которых достаточно назвать Декарта или Джеймса Джойса.
И хотя в деятельности иезуитов пытливый ум обнаружит недостатки, вроде чрезмерной и безусловной преданности генералу ордена и папе (хотя такова основа всего западного монашества), хитрости и нетерпимости к все увеличивавшемуся числу ересей, для борьбы с которыми орден и был создан, отрицать вклад Общества Иисуса в копилку европейской истории и культуры было бы, по меньшей мере, неосмотрительно. Ведь, так или иначе, для религиозного сознания нет ничего важнее, чем сохранение первозданности и истинности своего учения.
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
18.08.2011
Комментарии