Вормский конкордат или начало конца борьбы Империи и Церкви
Почти 9 столетий назад 23 сентября в истории Западной Европы произошло важное событие. В этот день в Вормсе был подписан документ, который ознаменовал конец первого этапа борьбы между «двумя властями» — светской и духовной — императором и папой. Этот документ получил название «Вормского конкордата».
Противостояние двух наиболее влиятельных властителей Западной Европы имело давние корни. Мы уже упоминали о знаменитой фальшивке — «Константиновом даре», которую папство использовало в своих политических интересах, желая доказать примат Церкви над Империей. Однако аргументы светских правителей были не менее внушительными. Например, имперскими юристами особо отмечалось то, что долгое время, прежде всего при Карле Великом, папство, по сути, находилось под протекторатом, и само было не способно защитить себя от лангобардов. Разумеется, в таких спорах важной фигурой стал Константин Великий — светский правитель, принявший христианство и позволивший христианам свободно исповедовать свой культ.
После того, как стало очевидно, что мирное сосуществование императора и папы невозможно, и каждый из них стремится к единоличному господству, открытого конфликта было не избежать. Разумеется, на первых порах стартовые позиции Империи выглядели лучше: на стороне светской власти был политический авторитет, военная мощь и немалые земельные владения. Однако внутри Германии ситуация не была надежной: отдельные феодалы отказывали в помощи своему сеньору-императору, что вело к сепаратизму и нестабильности. Этим удачно воспользовались папы. В X в. в церковной среде вызрела идея коренного преобразования монашеской организации. К тому времени небывалых для той поры масштабов достигла распущенность среди монахов, и тогда высшие иерархи выступили за реформу, получившую название Клюнийской (в честь самого крупного и влиятельного монастыря в Западной Европе — Клюни).
Суть нововведения сводилась к следующему: все монастыри должны были существовать по одному уставу; запрещалась торговля церковными должностями — симония; было ужесточено соблюдение целибата — обета безбрачия. Важным культурным фактором Клюнийской реформы стало создание новых или расширение старых церковных библиотек и скрипториев, которые на протяжении всего раннего Средневековья были главным средоточием культуры. В результате вокруг главного аббатства — Клюни — сложилась огромная монашеская конгрегация, насчитывавшая более 1000 монастырей. В ней действовала четкая иерархия: на вершине стоял аббат Клюни, который подчинялся непосредственно только Святому Престолу. Такая внушительная сила, как конгрегация Клюни, не могла не усилить папство, которое получило, наконец, достойную опору для последующей борьбы с Империей.
В 1073г. папой стал Григорий VII. С именем этого «раба рабов Божьих» связано беспрецедентное усиление духовной власти. Поводом для открытой вражды Григория и императора Генриха IV стали выборы архиепископа Милана. Так началась «борьба за инвеституру», т. е. за верховное право назначать епископов и церковных служителей «на места». Как император, так и папа стремились поставить на вакантную должность одного из главных иерархов католической Церкви своего фаворита.
Исторически значение миланского архиепископства повышалось тем, что некогда это была кафедра одного из Отцов Церкви Амвросия Медиоланского, великого проповедника и церковного деятеля, учителя самого Августина. В 1075г. папа запретил императору вмешиваться по внутренние дела Церкви. Генрих IV не хотел уступать и решил созвать специальный церковный Собор (разумеется, состоящий из его сторонников) для низложения папы. Когда Григорий услышал об этом, он решил наказать «непослушного» императора самым страшным образом — отлучением от Церкви.
В Средние века отлучение означало много больше, чем сейчас: отлученный выпадал из любых социальных связей, а в случае с императором это означало, что его вассалы могли свободно уклоняться от своих обязанностей. Император оказался в политической и социальной изоляции. Но его положение ухудшалось еще и тем, что единственный, кто мог облегчить его участь, был ненавидивший его папа Григорий. И тогда в 1077г. он с несколькими приближенными отправился молить папу о прощении. Придя к замку Каносса, он три дня стоял на коленях у ворот крепости и просил папу снять отлучение. После этого выражение «идти в Каноссу» стало нарицательным. Папа проявил милость. Но это вовсе не означало конца борьбы. Через несколько лет Генрих совершил набег на Рим. Папе Григорию удалось спрятаться в замке Свяого Ангела, откуда его вызволил отряд сицилийского правителя Роберта Гвискара. После этого Григорий оказался пленником на Сицилии, где и закончил свои дни, так и не добившись полной победы.
Однако уже через полстолетия папа и император пришли к компромиссу. В 1122г., утомленные враждой, они подписали Вормский конкордат. Отныне церковную инвеституру даровал только папа, за императором же оставалось право наделять епископов землями, т.е. осуществлять «светскую» инвеституру, но его полномочия ограничивались преимущественно германскими территориями. Подписание такого документа означало уменьшение влияния императора в церковных вопросах, а главное — снижение зависимости местных, германских, епископов от его власти. Однако конечного разрешения спора о примате власти в Западной Европе пришлось ждать еще долгие годы.
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
23.09.2011
Комментарии