Как наказать чиновника?

Проблем в нашем обществе искать не надо: они выдают себя сами. Например, в различных учреждениях столицы и других городов мы видим толпы граждан, часто пожилых и беспомощных, стоящих в бесчисленных очередях. Не секрет, что некоторые чиновники отмахиваются от просителей, как от назойливой мухи.

Нередко можно увидеть доведенного до слез и отчаяния пожилого человека (и без того прошедшего тяжкие жизненные испытания), который из-за бесконечной волокиты уже не в состоянии добиться ответа на свои вопросы или решить проблему. Спросить за это не с кого: чиновник не несет персональной ответственности за свои действия или бездействие. Редакция еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» попросила прокомментировать эту ситуацию генерал-майора милиции, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Татьяну МОСКАЛЬКОВУ.

Персональная ответственность должностных лиц – очень больной вопрос. В Гражданском кодексе есть статья 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами». В ней сказано, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (или бездействия) государственных органов или должностных лиц, подлежит возмещению. Но возмещается он либо за счет казны Российской Федерации, либо казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования – в зависимости от статуса «вредителя» деньги выплачиваются за счет государства. А должностное лицо в большинстве случаев ничем не рискует, во всяком случае материально. Кроме того, обиженному гражданину, прежде чем он сможет получить компенсацию за вред, ни много ни мало – опять писать заявление, но уже исковое – в суд. То есть заново собирать справки, доказательства, опять стоять в очередях.

С учетом судебной практики хочу отметить, что компенсация морального вреда выплачивается в размерах, в сотни раз меньше тех сумм, на которые граждане, пострадавшие от действий чиновников, рассчитывали. Если же ввести персональную ответственность тех, кто должен рассматривать обращения граждан и решать конкретные проблемы, добавив контроль за ними со стороны единого органа, представляется, что качественная сторона этой работы существенно улучшится. Во всяком случае, можно надеяться, что кадровый вопрос будет решен: останутся те, кто действительно сможет и будет в состоянии что-то решать и за что-либо отвечать.

Нельзя сказать, что процедура обращений граждан у нас вообще никаким образом законодательно не урегулирована, – в Российской Федерации существует Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем подтверждается право гражданина на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам. В этом же законе указаны и сроки ответа на обращения – не более 30 дней. Документ содержит много чего полезного, в том числе и формальную фразу о том, что виновные должностные лица несут ответственность. Однако в законе нет, на мой взгляд, самого важного: в нем не указано, куда следует обращаться гражданину в конкретной ситуации. Дело в том, что если уж человек решился идти к должностному лицу со своей бедой, то, как правило, ему очень важно, чтобы его услышали и помогли. Но на практике все оборачивается бесчисленными «хождениями по мукам» и стоянием в очередях. Иногда, простояв к одному окошку, выясняется, что надо было стоять совсем к другому. И опять – в очередь... Конечно, можно сказать, что все это происходит из-за отсутствия правовой грамотности населения. Но я соглашусь с этой мыслью только отчасти: не обязаны наши граждане перечитывать тонны юридической литературы, чтобы решить свои насущные, но в общем-то обычные повседневные проблемы. Полагаю, что можно было бы вернуть единый орган по принципу некогда существовавшего Комитета народного контроля, куда можно направить любую жалобу.

Далее жалоба должна быть в этом едином органе взята на контроль, чтобы то должностное лицо, кому она будет переадресована, знало о своей – именно о своей – персональной ответственности в связи с решением или не решением обозначенной проблемы. Пока же, в отсутствие этого механизма контроля за обращениями, у обращающегося с жалобой всегда есть шанс столкнуться со следующей ситуацией. Гражданин обоснованно недоволен работой какого-либо чиновника, от которого зависит реализация тех или иных прав. Он подает жалобу вышестоящему должностному лицу; тот, в свою очередь, пересылает ее именно тому, чьей работой гражданин недоволен... Нетрудно представить, что в итоге происходит: в лучшем случае – ничего, в худшем – мелкая месть со стороны чиновника, скажем, в виде бойкотирования вообще всех обращений гражданина, посмевшего пожаловаться.

Имеет смысл ввести критерии оценки деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Если обратиться к опыту Республики Беларусь, то там очень эффективно действует такой критерий, как репрезентативный опрос общественного мнения. То есть деятельность чиновника оценивается не на основании его же многочисленных и подробнейших отчетов о проделанной работе, а именно по оценкам граждан, которые сталкиваются с деятельностью этого должностного лица. Эффект и объективность данного метода достаточно очевидны. Раз уж мы говорим о жалобах и реализации прав граждан, хочу обратить внимание еще на один момент. У нас нет четкого разъяснения, в каких именно случаях россиянин может обратиться в Страсбургский суд. Информация о такой возможности должна быть доступна и четко изложена. А поскольку этой информации нет, правды в Страсбурге люди либо не ищут вообще, либо пытаются туда жаловаться в любой ситуации, разве что не на соседей, лишь бы не сталкиваться с бездействием местных должностных лиц. Если же мы сможем отрегулировать обратную связь – гражданин – должностное лицо, то я уверена, что поводов для обращения в Страсбург станет гораздо меньше. В итоге выиграют и граждане, и казна.

19.01.2009

«Интерфакс»

 в избранное

Похожие статьи

Присоединить Крым к России помогло мошенничество Екатерины II
НЭП: 7 лет политики, которую сложно забыть
КАТЫНЬ: преступление, которого не скроешь

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • ЗАКОН: без права применения ЗАКОН: без права применения
    15 мая 2012 г. Санкт-Петербург. В Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина состоялась третья научно-практическая конференция по мониторингу правоприменения.Почти год назад Президентом России Д.А. Медведевым...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...