Франция: «Шатле» или тюрьма смерти

Франция: «Шатле» или тюрьма смерти

С XII по XVII века самые жуткие пытки происходили в парижских тюрьмах. Те, кто им подвергался, предпочитали смерть в застенках.

Прежде чем стать одной из достопримечательностей для туристов, район Парижа, где располагалась тюрьма «Шатле», в течение долгого времени был местом, которое старались обходить стороной.

С XV века по начало XIX века это был квартал с мрачными, узкими улочками, зловонными и опасными. Территория здесь была поделена между парижскими бандитами, собиравшимися в тавернах, и владельцами скотобоен, из которых исходила тошнотворная вонь.

Днем на задворках всех этих уличных лабиринтов резали животных, а ночью та же участь постигала случайно или по незнанию забредших сюда жертв разбойников. Впрочем, сами названия улиц рассказывают о социопрофессиональных категориях обитавших здесь жителей: улица Большая Скотобойня, улица Требухи, улица Пьера-Рыбака, улица Резни, улица Живодерни…, не забыть бы еще улицу, которая называется Долина Несчастья – тут уж никакой комментарий не нужен.

Парижане также боялись посещать этот район и из-за того, что поблизости от него находилось здание, вселявшее ужас: «Большой Шатле». Это импозантное строение, причудливой архитектуры, с 1190г. являлось официальным местопребыванием парижского прево (прево – во Франции XI – XVIII веков королевский чиновник или ставленник феодала, обладавший до XV века на вверенной ему территории судебной, фискальной и военной властью, с XV века выполнял лишь судебные функции– Ред.) и месторасположением полицейских и криминальных служб юстиции.

В течение 600 лет задержанные сначала представали перед магистратами (во Франции магистратами являются судебные и прокурорские чины, а также и высшие административные чиновники– Ред.), которые в зависимости от тяжести злодеяния решали, должен ли тот или иной мерзавец пройти через руки палача для «предварительного допроса», чтобы заставить его признать свою вину. В основном, принималось именно такое решение. Вне зависимости от состава преступления, в будущем человек становился калекой: от пыток водой (воронка вставлялась в рот и в глотку вливалось несколько литров воды), пыток веревками (которыми обвязывали таким образом, чтобы веревки впивались в кожу), растяжения (привязывался за руки и за ноги и растягивался во все стороны с помощью специальных механизмов), «испанских сапог» (дробивших ступни и лодыжки). После этого несчастного вновь приводили в суд, чтобы он смог официально признаться во всем, что ему ставилось в вину. Проблем с признанием, конечно же, после всего перенесенного не возникало.


Наконец, выносился приговор с различными вариантами варварства. Убийцы приговаривались к повешению или колесованию, воры ссылались на галеры, колдуны, отравители и прочие еретики сжигались заживо. Нечестные торговцы, банкроты и сводники привязывались к позорному столбу. Двоеженцам выдирали волосы, бороду и брови, иногда прямо с кожей, а ворам-домушникам отрезали уши. Откуда пошла традиция заживо варить в кипящей воде фальшивомонетчиков, до сих пор неизвестно. Наконец, в исключительных случаях лиц, причастных к цареубийству четвертовали при стечении народа. Это зрелище в народе считалось очень живописным культурным мероприятием.

Однако для многих смерть была лучшей участью, чем заточение в «Шатле». Если заключенный был в состоянии заплатить за проживание, его направляли в камеры, где заключенные могли питаться за собственный счет. Эти камеры располагались на первом этаже. Это, конечно, было значительно лучше, чем находиться в общей камере на полу, покрытому грязной соломой, куда набивали по сто человек.
Кстати, в такой камере пришлось побывать нескольким известным личностям, среди которых Франсуа Вийон (выдающийся средневековый поэт, не раз попадавший в тюрьмы – Ред.), написавший в «Шатле» свою знаменитую «Балладу повешенных». Сидели там и Клеман Маро (французский поэт эпохи Ренессанса, видный гуманист– Ред.), знаменитый бандит Картуш.

В качестве особо строгого наказания заключенных сажали в подземные камеры, в которых не бывало света, и отовсюду сочилась вода. Были и еще более радикальные наказания. Например, некоторых помещали в яму – специальную камеру в виде перевернутой воронки, привязывая за веревки. На дне такой камеры постоянно находилась зловонная вода, а прислониться к стенам человек не мог, поскольку сделать это не позволяли веревки. В результате он вынужден был постоянно стоять. В таком положении заключенный мог прожить не более пятнадцати дней, и то, если у него был крепкий организм.

В дополнение к рассказу об этом страшном месте можно добавить следующее. На первом этаже «Шатле» находилась небольшая комната, в которую через маленькое окошко проникал свет с улицы. Это был морг. Туда сваливали трупы утопленников, выловленных в Сене, а также, по всей видимости, многочисленных жертв, убитых ночью на парижских улицах.

В XVII веке количество свозившихся в морг трупов достигало в среднем до 15 в сутки. Монахини из монастыря Святой Екатерины, который находился на улице Сен-Дени, их обмывали и заворачивали в саван. Затем умерших хоронили на кладбище Невинных (одно из самых старых и самых знаменитых парижских кладбищ – Ред.).

Даже 14 июля 1789г., именно по той причине, что тюрьма «Шатле» внушала такой ужас парижанам, революционеры не рискнули к ней приблизиться, у них не возникло сильного желания выпустить из «Шатле» самых жестоких преступников, содержащихся там. Тогда революционеры разрушили Бастилию.

Позднее, чтобы раз и навсегда решить проблему «Шатле», вооруженные банды «почистили» эту тюрьму во время погромов 1792г., когда по всей Франции стали распространяться слухи о роялистском заговоре. Однажды утром возбужденная толпа ворвалась в «Шатле», чтобы линчевать всех заключенных и, в частности, нескольких аристократов. Но в основном были изрублены саблями и заколоты пиками обычные преступники, не имевшие никакого отношения ни к какому заговору. Из 350 узников лишь дюжине чудом удалось избежать смерти.

В связи с упразднением в 1790г. должности прево, «Шатле» исполняла лишь функции тюрьмы, а после ужасного избиения 1792г. здание тюрьмы стало вообще никому не нужным. Наполовину разрешенное, оно было окончательно снесено по решению Наполеона в начале 1800г.

После того, как «Шатле» не стало, понемногу изменились и все прилегавшие к тюрьме улочки. В связи с тем, что скотобойни стали организовывать в пригородах Парижа, было объявлено о запрете приводить скот в этот район города. Одна за другой закрывались лавочки, а на их месте стали возникать кабаре с дурной репутацией, в которые артисты, художники, другие интеллектуалы, а также и состоятельные буржуа приходили из интереса, чтобы пообщаться со всяким сбродом.

Однажды утром 26 января 1855г. именно в этом районе на пересечении улиц Резни и Старой Лампы, на старинной железной ограде было найдено повешенное безжизненное тело Жерара де Нерваля (французский поэт-романтик – Ред.). Ну а чуть позже Наполеон III и барон Осман (французский государственный деятель, префект департамента Сена, сенатор, член Академии изящных искусств, градостроитель, во многом определивший современный облик Парижа– Ред.) взялись за дело и окончательно сравняли с землей этот старейший район средневекового Парижа.

Автор: Брюно ИШЕР (Libération)

Перевод: Юрий АЛЕКСАНДРОВ

02.09.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое