Парижская «Святая Пелагия» или тюрьма для богемы

Парижская «Святая Пелагия» или тюрьма для богемы

В XIX веке многие представители интеллигенции проживали в Париже, где не столько дебатировали о политике, сколько вели разгульный образ жизни. По поводу парижской тюрьмы «Святая Пелагия» Александр Дюма сказал: «Кажется, она кончит тем, что будет представлять собой справочник «Кто есть кто»». Перечень знаменитостей, побывавших в этой необычной тюрьме, впечатляет: Луи Арагон, Гюстав Курбе, Распай, Бланки, Прудон, Жюль Валлес… Значительное количество интеллектуалов XIX века, чья единственная вина состояла в том, что они противоречили монархам и сильным мира.

Бывшая ранее прибежищем для кающихся грешниц «Святая Пелагия» находилась на месте, где сейчас располагается Большая парижская мечеть, в пятом округе. В тюрьму этот монастырь был преобразован в 1792 году, а разрушена она была в 1898г. В бурный XIX век в нее направляли политических преступников и представителей прессы, что в ту эпоху было синонимично. Когда Виктор Гюго официально возглавлял газету «Событие», Прудон стоял во главе «Представителя народа». А Жюль Валлес получил три месяца тюрьмы за статью о полиции, появившейся в газете «Мир» в 1868г.

Во времена Июльской монархии и Второй империи цензура была особенно жестока. Поэтому для памфлетиста побывать в «Святой Пелагии» было банальным делом. А для многих это составляло и предмет гордости. Пьедестал журналистов, побывавших в этой тюрьме, возглавляли республиканцы, поскольку цензура в первую очередь занималась оппозиционными изданиями, имевшими недостаточную финансовую поддержку, и которых постоянно душили штрафами.

Первая жертва того века – карикатура. Газета «Гвалт», предшественница этого направления, «отправила» в тюрьму, на шесть месяцев каждого, своего директора Оноре Домье и художника Филиппона за четыре рисунка короля Луи-Филиппа, изображенного в виде груши. А популярные у читателей памфлеты ультра-левого направления будут преследоваться во времена Второй империи. Эти памфлеты не будут давать спуска власть предержащим. Одна из самых саркастических газет «Лампа» свой первый номер открывала следующими словами: «Во Франции, учит нас журнал «Имперский альманах», имеется 36 миллионов сюжетов, о которых можно писать. Но это не считая сюжетов, связанных с недовольством граждан». Анри Рошфор, директор «Лампы», за эти слова был приговорен к 13 месяцам тюрьмы и к 13 000 франков штрафа.

Все враги режима сидели в тюрьме в очень комфортабельных условиях. Политические пользовались различными поблажками. Размещались они в самом лучшем помещении тюрьмы, которое называлось «корпус принцев», и вели там приятную жизнь. А все остальные – обычные – заключенные были плотно набиты в разные камеры. С директорами газет также обращались очень хорошо. Тому же Анри Рошфору, например, обеды приносили из ресторана, и он даже имел собственного слугу. Каждый из таких привилегированных лиц имел право покидать тюрьму четыре раза в месяц и в любое время. С 1834г. по распоряжению Адольфа Тьера, министра внутренних дел, все политические были освобождены от работы.

Тюрьма «Святая Пелагия» была веселым местом. Ходить по ней можно было свободно, никакого режима изоляции не существовало. Родственники и друзья могли прийти в гости в любое время. Заключенные отмечали различные праздники, а столы сервировались заказанными на воле блюдами. По сути, это был салон, как и множество других парижских салонов. В 1833г. здесь даже был организован сольный концерт, на котором исполнялись произведения для рояля и арфы.

В сентябре 1831г. свобода политических заключенных была такова, что префект полиции хотел даже наложить запрет на посещения их камер, но натолкнулся на категорическое сопротивление со стороны заключенных. Привыкшие к своим привилегиям они взбунтовались и поломали всю мебель в комнате для свиданий. К каждому из них пришла жена, и все вместе они поднялись в общие камеры и в спальни, чтобы вместе пробыть весь день. В «Святой Пелагии» этот знаменитый день останется в памяти под названием «Похищение сабинянок». Такое разное отношение в обращении с различными категориями заключенных возбуждало зависть, и однажды вечером, когда политические вовсю отмечали какой-то праздник, осужденные за общеуголовные преступления также потребовали себе различных поблажек. Чтобы успокоить страсти, их пригласили в гости к политическим.

В общем, жизнь продолжалась: карты, игры в прятки и в чехарду во дворе тюрьмы. В один из дней в стенах «Святой Пелагии» даже состоялась свадьба Пьера-Жозефа Прудона с Евфразией Пьегар. Ведя вполне комфортабельную жизнь в тюрьме, политические заключенные продолжали заниматься своими делами вне стен «Святой Пелагии», как если бы они полностью находились на свободе. Каждый продолжал свою деятельность – политическую или журналистскую. Жюль Валлес, например, организовал в тюрьме газету. Эта газета, под названием Journalde Sainte-Pélagie, вышла два раза. Заключенные на общем собрании избрали Валлеса главным редактором. Газета была распространена за пределами тюрьмы и в виде вкладки появилась в другой газете – «Париж». Что касается Прудона, то его, в конце концов, перевели в тюрьму «Консьержери». Мотив: постоянные публикации во время заключения статей в газете «Голос народа».

Радостная и одновременно рабочая атмосфера. С таким количеством оппозиционеров на один квадратный метр «Святая Пелагия» стала настоящим храмом идей, в котором политические дебаты проходили с такой же регулярностью, как и раздача обедов. Политические собрания следовали одно за другим. В тюрьме схлестнулись два клана. С одной стороны – легитимисты, с другой – республиканцы. Во время прогулок каждый клан выходил со своим отличительным знаком. У легитимистов это был зеленый колпак. У республиканцев, кто б сомневался, – красный. Коридоры, в которых размещались камеры, также получили свои названия, например, «якобинский», «пожиратель королей»… В одном из тюремных помещений республиканцы установили стол и выгравировали на нем надпись «стол прав человека», вокруг которого устраивали дискуссии на самые разные темы.

Сценка из тюремной жизни: «вечерняя молитва», придуманная заключенными. В центре двора стоит трехцветное знамя, республиканцы поют либо «Марсельезу», либо созвучную эпохе песенку: «Филипп принесет свою голову/ На твой, о Свобода, алтарь». Церемония заканчивается тем, что каждый целует знамя. Ирония истории: именно из тюрьмы «Святая Пелагия» вышли многие политические течения XIX века. Там были написаны и знаменитые произведения, например, «Исповеди революционера» Прудона. Как коротко сказал Жюль Валлес, «после того как попал в заключение за то, что почти ничего не сказал, здесь можно было говорить все, что угодно».

Источник: Брюно ИШЕР, Libération

Перевел Юрий АЛЕКСАНДРОВ

На фото: тюрьма «Святая Пелагия»; обед во дворе тюрьмы «Святая Пелагия»; автопортрет Гюстава

08.09.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое