Легендарные тюрьмы: «Рединг» - сплошные боль и насилие

Легендарные тюрьмы: «Рединг» - сплошные боль и насилие

Это британское пенитенциарное учреждение стало знаменитым из-за Оскара Уайльда, содержавшегося здесь с 1895 по 1897гг. Читаем длинное и подробное письмо, датированное 28 мая 1897г. и отправленное главному редактору газеты «Дейли Кроникл». 42-летний Оскар Уайльд только что освободился из тюрьмы «Рединг», которую он навечно прославил в своей «Балладе Редингской тюрьмы». «Жестокость, с которой и днем, и ночью сталкиваются дети в английских тюрьмах, кажется невероятной. Но не для тех, кто присутствуют при этом и знают о каторжных условиях системы», – так горько иронизирует тот, кто только что сам пережил там весь ад. Автор «Портрета Дориана Грея», приговоренный к двум годам каторжных работ в 1895г., максимально возможному наказанию за гомосексуализм, размышляет в своей балладе о грустной судьбе тех, кто там еще остался.

Прежде чем попасть в тюрьму «Рединг», расположенную в шестидесяти километрах к западу от Лондона и которая считалась одной из самых суровых в стране, Уайльду уже пришлось «испробовать тюрьмы» в столице, побывав в не менее страшном «Пентонвилле» и даже в «Уондзуорте» (тюрьмы, предназначенные для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов – Ред.).

Ирландский писатель, который выйдет из «Рединга» через два жутких года, беспокоится в своем письме, направленном охраннику Томасу Мартину, о том обращении с арестантами, которое было в тюрьме. Кстати, позднее Томас Мартин будет уволен с работы за то, что он давал печенье голодному ребенку. В письме Оскар Уайльд в деталях описывает страх, одиночное заточение, голод – все то, что пришлось перенести этим совсем юным и неприспособленным душам, – и советует смягчить условия отбывания наказания.«Способ обращения с детьми, практикуемый в настоящее время, – пишет Уайльд, – это настоящий вызов человечеству и общепризнанным представлениям».

Сидя в каменном мешке, Оскар Уайльд, тем не менее, умудрялся писать. Поначалу он был лишен всего, но затем, благодаря новому директору тюрьмы, ему дают письменные принадлежности. Между январем и мартом 1897г. он пишет длинное послание лорду Альфреду Дугласу, красивому и капризному молодому человеку, которого он встретил в 1891г. Ведь именно по причине затеянного отцом Альфреда, маркизом Куинзберри, процесса по обвинению в клевете и содомии, Уайльд попал в адские жернова правосудия, которые и привели его в «Рединг». Возможность читать, писать и думать о том, кого он любил, без всякого сожаления о том, как обошлись с самим Уайльдом, помогало ему выстоять. «Любым способом я должен был сохранить Любовь в своем сердце. Если бы я попал в тюрьму, не сохранив в душе Любовь, то чтобы стало бы с моей Душой?» – риторически спрашивает Уайльд в своем письме-исповеди «De Profundis» («Из глубины взываю…» – название псалма– Ред.).

На 120 густо исписанных страницах Оскар Уайльд, в частности, рассказывает Бози (прозвище Альфреда Дугласа, данное ему в детстве – Ред.) об одном случае, который помог ему перенести стыд. «Когда, сопровождаемый двумя полицейскими, в наручниках и с опущенной головой, я был доставлен из тюрьмы в суд, М. ожидал меня в длинном зловещем коридоре, и прежде чем предстать перед толпой, я увидел в полном молчании его жест, такой простой и такой нежный – он снял шляпу. Некоторые попадали в рай за меньшее, чем этот благородный жест».

После своего заключения в тюрьму Оскар Уайльд написал лишь «Балладу Редингской тюрьмы». Покинув Англию, чтобы больше никогда туда не вернуться, в городке Бервеналь-сюр-Мер, что около Дьеппа (город во Франции, на берегу пролива Ла-Манш – Ред.), он начал писать новую поэму. Тремя годами позже он умер, одинокий, в абсолютной нищете, в отеле на улице Боз-Ар, в Париже. «В ту ночь тюрьма сошла с ума,/ В ней выл и веял Страх – /Визжал в углах, пищал в щелях,/ Орал на этажах/ И за оконным решетом/ Роился в мертвецах».

На эти строки 7 июля 1896г. его вдохновили воспоминания об одном казненном сокамернике. Тюрьма графства Беркшир «Рединг» служила местом приведения в исполнение смертных приговоров. Первая смертная казнь здесь была проведена в 1845г. в присутствии 10 тыс. зрителей, последняя – в 1913г.

Баллада была опубликована под странным псевдонимом «С3.3» – регистрационный номер Уайльда в «Рединге». Как объясняет Элизабет Хьюг, долго изучавшая различные альбомы фотографий каторжников, сделанных в период с 1883 по 1915гг., номера заключенным присваивались в зависимости от их размещения в тюрьмах. В «Рединге» преступники размещались в трех крыльях здания – A,B, и C. Таким образом номер С3.3 означал, что заключенный содержится в блоке С, в камере № 3, на третьем этаже. К сожалению, о некоторых периодах заключения Уайльда никаких сведений не сохранилось. Зато следы о нем сохранились в «криминальных списках королевства».

Кстати, Министерство внутренних дел отказалось убрать из этих списков упоминания об Оскаре Уайльде, хотя с такой просьбой в МВД обращались в связи со столетием со дня его ареста. Сохранились и некоторые фотографии того времени. На первых снятых по времени фотографиях большинство заключенных показывают свои кисти рук. Пальцы немного расставлены в стороны, возможно, это какой-то отличительный знак. Начиная с 1889г., фотограф использует зеркало, чтобы на одном негативе было сразу два профиля. Еще позже фотограф начинает делать два снимка: профиль и фас. Одно время маленькая фотостудия располагалась во дворе, предназначенном для наказаний. Позже в этом дворе стали проводиться казни.

История тюрьмы «Рединг» восходит, как минимум, к XVI веку. Здесь рядом с аббатством, около реки Кеннет уже тогда находилось место заключения для преступников. В 1884г. было решено полностью перестроить здание, обновив его по архитектурной и философской моде того времени. Некто Джордж Скотт руководил проектом. План был скопирован с тюрьмы «Пентонвилль», построенной в 1842г., которая, в свою очередь, была скопирована с Филадельфийского пенитенциарного учреждения (США), построенного в 1829г.
Для «Пентонвилля» были использованы идеи Джереми Бентама, а также его паноптическая концепция, позволявшая одному охраннику, расположенному в центре, вести постоянное и одновременное наблюдение за всеми заключенными. Тюрьма «Рединг» была построена в виде креста и имела четыре крыла – A,B,C и D. Преступников содержали в соответствии с популярным тогда «принципом разделения», что позволяло минимизировать их контакты между собой.

В ХХ веке, сразу после того, как в «Рединге» отбыл свой срок самый знаменитый заключенный, тюрьма использовалась в самом разном качестве: во время двух мировых войн это был центр для интернированных, затем тюрьма для ирландцев, принимавших участие в «Пасхальном восстании» (восстание, поднятое лидерами движения за независимость Ирландии на Пасху 1916 года– Ред.), исправительно-воспитательное учреждение для молодых правонарушителей в период с 1961 по 1969гг. Начиная с 1992г. «Рединг» является центром предварительного заключения на 300 мест для правонарушителей в возрасте от 18 до 21 года. Большинство камер здесь до сих пор располагаются в викторианских крыльях здания, в том числе и в крыле С, в котором находился Оскар Уайльд.

«Рединг» является самым маленьким, и в то же время самым известным пенитенциарным учреждением Великобритании. Потому что имя этой тюрьмы, а также перенесенную в ней боль, воспел узник С3.3 – Оскар Уайльд.

Источник: Фредерик РУССЕЛЬ, Libération

Перевел: Юрий АЛЕКСАНДРОВ

На фото: тюрьма «Рединг»; Оскар Уайльд; мемориальный вход в тюрьму с изображением Оскара Уайльда.

08.09.2011

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Адвокат: «Закон - не книга о футболе» (ТРЕЙЛЕР - 2012) Адвокат: «Закон - не книга о футболе» (ТРЕЙЛЕР - 2012)
    http://www.2011.zakonia.ru Книга Рубена Маркарьяна «Закон и Я: год 2011» - это годовая подборка еженедельных интернет-заметок главного редактора Электронного...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...