Дресс-код повышает эффективность работы
Как известно, правила бывают двух видов – те, которые нужно выполнять, и те, которые нужно выполнять на самом деле. Так вот правила дресс-кода в юридических фирмах – это те правила, которые нужно выполнять на самом деле. Соблюдение дресс-кода дисциплинирует, повышает чувство ответственности и создает настрой на эффективную работу.
Из истории кодекса одежды
Для работы в юридической фирме требуется консервативный и традиционный внешний вид, который вызывает доверие клиентов и говорит о представительности и компетентности сотрудника.
Дресс-код (англ. dress code – кодекс одежды) в бизнесе – это часть корпоративной культуры фирмы, отражающая определенные требования к внешнему виду руководителей и сотрудников в соответствии с принятой идеологией деятельности и стилем управления в компании.
Словосочетание «дресс-код» возникло в XIV веке в Англии и уже оттуда распространилось в другие страны. В начале XVIII века Петр I фактически вводит европейский дресс-код для высших слоев российского общества. Постепенно дресс-код превращается в целую философию, предназначенную для идентификации принадлежности к различным социальным группам.
В XX веке определенный кодекс поведения сотрудников приняли во многих крупных европейских и американских фирмах, подчас взяв за основу корпоративные правила и регламенты азиатских компаний. С середины 90-х годов XX века соблюдение дресс-кода как составной части корпоративной культуры и соответственно бренда фирмы стало актуально и для российского бизнеса и в первую очередь – для сотрудников банков, юридических, страховых и нефтяных компаний.
Корпоративная культура, принятая в центральных офисах компаний в Европе и США, часто без изменений стала переноситься на российские филиалы и дочерние фирмы. «Офисные работники советских времен» хорошо помнят о жестких дисциплинарных правилах того периода. Теперь на смену им пришли новые правила – корпоративные. Большинство представительств международных фирм в России живут по тем корпоративным законам, которые действуют в головных офисах, включая дресс-код сотрудников. Российские компании часто заимствуют эту корпоративную культуру, не утруждая себя ее адаптацией. Зачем строить свою корпоративную культуру, если можно использовать чужую созданную и проработанную до мелочей модель.
Так, что же представляет собой кодекс одежды в современной корпоративной культуре юридических фирм? В большинстве фирм строгость дресс-кода зависит от руководителя. В некоторых компаниях требования к одежде бывают очень жесткими: прописывается абсолютно все – прическа, процентное соотношение материала в ткани костюма, цвет пиджака и рубашки, высота каблуков и носков, плотность колготок и чулок. Где-то правила носят рекомендательный характер, и окончательно корпоративный стиль новых сотрудников формируется под влиянием того, как соблюдают дресс-код руководители и более опытные коллеги.
В целом в российских юридических компаниях применяется облегченный по сравнению с международными фирмами свод правил, касающихся одежды. Но есть и свои особенности. Сегодня отношение к бизнес-моде в Европе и в России разное. В избалованной брендами и дизайнерами Европе уже научились ценить качество и считают деньги. А в России чем дороже дизайнер, тем его одежда более востребована. Если на Западе дресс-код – это отношение к ограничениям, который требует деловой мир, то в России это часто предмет для подражания, способ вхождения в закрытое общество, попытка самоутвердиться.
Дресс-код в компании CMS
Правила, регламентирующие внешний вид сотрудников, излагаются в отдельном документе или включаются в Правила внутреннего распорядка. В московском офисе CMS, одной из ведущих европейских юридических фирм, работающей в России с 1992г., требования к дресс-коду сотрудников изложены в одной из статей Правил внутреннего распорядка. В соответствии с этими требованиями с понедельника по четверг необходим деловой стиль в одежде, который отвечает стандартам представительства и ожиданиям клиентов, если иное не было заранее оговорено. В пятницу допускается стиль business casual.
В любое время одежда должна быть опрятной и соответствовать профессиональным стандартам представительства. Стандарты устанавливаются в качестве основного руководства и должны соблюдаться с учетом верований, религии культуры каждого отдельного работника. Женщины должны носить платья или комбинированный туалет. Брюки могут быть стандартной длины, юбки и платья допустимы, за исключением мини-юбок. Допускаются рубашки, блузки, трикотажный верх, нарядные топы, а также туфли, ботинки, босоножки.
Мужчины должны носить деловой пиджак и галстук. На работе недопустимы следующие виды одежды: шорты, спортивные куртки, футболки, тренировочные штаны, шлепанцы, джинсовая одежда любых расцветок, военные брюки, головные уборы (за исключением головных уборов как религиозных атрибутов), предметы одежды с надписями и крупными логотипами (одежда от производителей с незаметными логотипами допустима), сильно потертая или обветшалая одежда, одежда с разрезами или дырками, а также одежда, открывающая живот и спину, с бахромой и топы на бретельках. Украшения не должны быть вызывающими, видимый пирсинг не допускается, за исключением сережек в ушах. Одиночный прокол в носу допустим, если это обусловлено культурными или религиозными соображениями. Цвет волос – в рамках естественной гаммы.
Опыт других российских фирм
Стандартные корпоративные правила одежды для многих других фирм в России выглядят следующим образом:
– Мужчинам – костюм и галстук. Цвет костюма – синий, черный и все оттенки серого. Рубашка на несколько тонов светлее пиджака. Не допускаются крупные и вызывающие рисунки. Галстук – однотонный или с мелким узором. Ремень брюк должен быть подобран в тон обуви. Обувь – только кожаные туфли. Из украшений – только обручальное кольцо.
– Женщинам – деловой костюм (пиджак или жакет и брюки или юбка). Цвет костюма – синий, коричневый и все оттенки серого. Блуза без рисунка на несколько тонов светлее пиджака или жакета. Глубоко декольтированные наряды не допускаются. Обувь – только кожаные туфли с закрытой пяткой. Обязательны колготки или чулки плотностью не меньше чем 40 DEN. Сеточка не допускается. Макияж легкий, ногти должны быть ухоженными. Полное отсутствие макияжа и маникюра не приветствуется. Одновременно допустимо носить не более трех некрупных украшений.
В стране туманного Альбиона
Как считают родоначальники дресс-кода англичане, доверие клиентов к фирме напрямую зависит от того, как одеты ее сотрудники. Самое первое впечатление о человеке складывается практически сразу при взгляде на его внешний вид, и это впечатление затем очень сложно изменить. Клиент в течение минуты решает, стоит ли ему тратить время и силы на общение и последующее сотрудничество. При этом то, как вы преподнесли себя, перевешивает то, что вы говорите. Оценивается все – гардероб, уход за собой и манера поведения. В идеале гармония образа достигается сочетанием соблюдения дресс-кода, индивидуального стиля и следования моде. Именно так должен выглядеть преуспевающий юрист, но для этого необходимо следовать определенным правилам.
– Мужчины: деловой костюм, пиджак со шлицей, двумя или тремя пуговицами из чистой шерсти, в крайнем случае не более 20% синтетики. Ткань должна быть гладкой, возможна вертикальная цветная нитка и полоски на тон светлее основного цвета. Рубашка с длинным рукавом и отложным воротником, 100% хлопок. Цвет рубашки – бледно или светло-голубой, розовый, белый, возможна одноцветная полоска. Ежедневная смена рубашек. Галстуки спокойных цветов, темнее рубашки. Длинные носки в цвет обуви, костюма, без рисунка. Черные кожаные туфли с закрытой шнуровкой («оксфорды»), открытой шнуровкой («дерби») и с открытой шнуровкой и перфорацией («броги»). Короткая стрижка. Выбритая кожа лица. Аккуратно подстриженные усы или борода.
– Женщины: деловой костюм с брюками или юбкой до колена. Цвет костюма сдержанный. Блузки пастельных тонов (бежевые, кремовые, слоновой кости). Тонкие джемперы, трикотажные топы под жакет. Ремень в цвет обуви. Обувь – закрытая, на низком каблуке. Маникюр спокойных цветов. Духи нерезких ароматов. Не приветствуется как полное отсутствие макияжа, так и его чрезмерность.
Ирина Назина,
юрист
международной юридической фирмы CMS в России
Слово правоведам
Не хочу показаться слишком консервативным человеком, но считаю (это мое субъективное мнение), что каждая профессия обязывает к определенному стилю одежды. Было бы смешно увидеть в фитнес-клубе тренера в деловом костюме и на каблуках, как и адвоката в процессе – в спортивном костюме.
Лично я придерживаюсь на работе делового стиля и не позволяю спортивный стиль, хотя его очень и люблю. В джинсах, в кроссовках и футболке никогда в офис, а тем более суд не приходила. Считаю это крайне неприлично.
Для поддержания новых тенденций сотрудничаю со стилистами. Месяц назад мне был подобран новый стиль и сделан журнал стиля.
На работе предпочитаю:
- деловой костюм с брюками или юбкой;
- юбка не выше колена;
- колготки в тон юбки;
- блузки белые и пастельных тонов;
- трикотаж на работу не одеваю;
- маникюр спокойных цветов;
- духи не резких запахов;
- неяркий макияж;
- минимум украшений, и только золотые;
- стильная сумка без украшений;
- обувь на каблуке. Особые требования к обуви, ведь приходится ходить на каблуках целый день. Так как высота каблука увеличивает нагрузку на позвоночник, необходимо подумать не только о ногах, но и обо всем организме. Поэтому обувь должна быть не только стильной, красивой, модной, но и самое главное – удобной.
К сожалению, случается сталкиваться с тем, что в суде работают секретари и помощники судей, которые приходят на работу в джинсах, топике, шлепках, да еще и жуют жевательную резинку. Становится неловко за всю женскую половину. На мой взгляд, в ряде структур необходимо ввести строгий дресс-код, хотя многие считают это нарушением их прав.
Анита Агеева,
адвокат,
г. Москва
Я полагаю, что дресс-код должен быть у каждого серьезного юриста. Это как внешний признак того, что перед вами юрист. Думаю, что это соответствует духу нашей профессии – помогать людям и организациям в сложной ситуации. Отсюда и требования к дресс-коду. Юрист должен выглядеть солидно и консервативно, внушая своим внешним видом доверие и уважение. Я думаю, что в обществе сложилось определенное представление об имидже юриста, которое отражено и в фильмах, и в книгах, и даже в анекдотах о представителях нашей профессии. Думаю, что когда слышишь слово «юрист», то едва ли представляешь себе лохматого субъекта в рваных джинсах, с чем-то металлическим в носу и в модной облегающей футболке. Хотя встречаются и такие экземпляры.
И это не случайно. Ведь не зря же говорят, что встречают по одежке. Внешний вид важен, и уважающий юрист обязательно должен следовать определенным правилам в одежде.
Я стараюсь придерживаться определенного дресс-кода, и меня, честно говоря, все здесь устраивает.
Григорий Чернышов,
адвокат, партнер Адвокатского Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»,
г. Москва
Адвокат – одна из самых консервативных профессий. Традиционный дресс-код: классический деловой костюм, галстук и соответствующие аксессуары. Я был в нескольких иностранных юридических фирмах. Независимо от климата, например в Сингапуре, где влажно и температура часто бывает выше 30 градусов, юристы неизменно следуют дресс-коду. Стоит, однако, оговориться, что такие строгие правила действуют на встречах, переговорах и, конечно, в судах. Например, в Штатах вы никогда не увидите в зале суда адвоката в свитере или в футболке – это будет считаться проявлением неуважения к суду. У нас же пока еще встречаются отдельные персонажи, но их становится все меньше. Если же юрист находится в «бэк-офисе», то есть там, где его не могут видеть клиенты фирмы, он вполне может быть в повседневной одежде. Но только до тех пор, пока не участвует во встрече или не идет в суд. Тем не менее в некоторых юридических фирмах даже таких послаблений не допускается.
Лично я к этому отношусь вполне спокойно. Есть определенные правила, которые нужно соблюдать. У так называемых инхаус-юристов, то есть юристов работающих в штате предприятия, дресс-код чаще всего определяется «политикой» компании. Если все сотрудники ходят в джинсах, будет странно видеть одного или нескольких юристов в строгих костюмах.
Наша фирма довольно традиционна и дресс-код в ней установлен.
Мои коллеги в профессии уже давно и за это время к дресс-коду привыкли. Если работа интересна – приятно соответствовать ее классическим стандартам, в том числе и во внешнем виде.
Константин Астафьев,
адвокат, партнер
Адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»,
г. Москва
21.09.2011
Комментарии