Польская Конституция или несбывшиеся надежды Речи Посполитой
Вторая Конституция в современном значении этого слова появилась в отнюдь непрогрессивной Польше в конце 18 в. Она возникла в связи с необходимостью в стране кардинальных реформ из-за возрастающего давления соседей — Австрии, Пруссии и России.
В Польше, в отличие от передовых государств Европы, так и не сложилась сильная центральная власть. Власть короля, функции которого были весьма ограничены и, по сути, номинальны, не передавалась по наследству, а сам монарх назначался сеймом. Средоточием же реальной власти в такой ситуации становился именно парламент, определяющую роль в котором играли польские магнаты. Они не были заинтересованы в создании централизованного государства, поскольку это ударило бы по их финансовой и политической независимости. Поэтому они предпочитали ставить собственные выгоды выше потенциальных завоеваний своего государства.
Название «Польша» для конца 18 в. — весьма условно. Тогда существовала Речь Посполитая, в которую входили Польское королевство и Великое герцогство Литовское, образуя, пожалуй, самое большое государство Восточной Европы (за исключением России, разумеется). Но права двух частей Речи Посполитой не были одинаковыми: в иерархии поляки стояли выше; а существование конфедеративных властных структур
только тормозило развитие государства. Это национальное неравенство также не могло способствовать стабильной ситуации внутри Речи Посполитой.
Также уже во второй половине 18 в. над польским государством нависла угроза потери суверенитета. В 1772г. Пруссия, Австрия и Россия в Вене договорились об аннексии части земель Речи Посполитой. Так произошел первый раздел Польши. Более того, союзники силой заставили сейм ратифицировать свои завоевания. И хотя территориальные потери Польши пока не были катастрофическими, но захватнические амбиции соседей явственно показали несовершенство ее политической системы и неспособность власти противодействовать оккупантам.
Поэтому осенью 1788г. начал свою работу Чрезвычайный сейм. На нем сложились две группировки знати: «патриотическая партия», которая требовала немедленных политических реформ, и партия шляхты, желавшая оставить все без изменений. Но за 2 года официальных заседаний достичь каких-либо договоренностей не удалось, поэтому «патриотической» партии было совершенно необходимо добиться продления сроков работы сейма. Более того, в Польше давно сложилась ситуация, получившая название «liberum veto», когда все решения парламента должны были приниматься единогласно. Если же кто-либо из заседателей отказывался поддержать законопроект, то с этим никто ничего не мог сделать. Из-за этого, мягко говоря, старомодного (грубо говоря — глупого) принципа работа сейма была малоэффективной. Но «патриотической партии» удалось обойти эту трудность. Она добилась продления заседаний еще на 2 года, тем самым изменив сам статус сейма с ординарного, где могло применяться право вето, на конфедеративный, на котором все решения принимались простым большинством голосов. Теперь все козыри оказались у сторонников реформы.
3 мая 1791г. проект первой польской Конституции были вотирован. 22 октября того же года был опубликован «Закон о гарантиях двух народов», по которому конфедеративность Речи Посполитой упразднялась: отныне должны были функционировать единые властные структуры. Поляки и литовцы получали равные права на занятие государственных должностей. Также предусматривались единые государственная казна и армия. Конституция отменила устаревший принцип «liberum veto» и принцип выборности королей (теперь была введена выборность династий, что теоретически позволяло бы добиться некоторой стабильности в ближайшей перспективе).
В Конституции был отражен принцип разделения властей и были прописаны гражданские свободы. Однако последние коснулись только привилегированных слоев населения, прежде всего дворянства и духовенства. Податные же слои населения, в первую очередь крестьяне, мещане, небогатые торговцы, по-прежнему несли повинности в пользу феодалов и так и не получили гражданских прав. Таким образом, официально создав новый тип государства — конституционную монархию, польская Конституция не отменила феодальный характер политических, экономических и социальных связей.
Но уже вскоре прекрасные планы по реформированию Польши потерпели крах. Консервативные шляхтичи, выступавшие против Конституции, обратились за помощью к России, в сферу интересов которой входила Польша. Екатерина II, заинтересованная в максимальном ослаблении своего западного соседа, прекрасно осознавала, что новая, конституционная, Польша не будет столь покладистой, как была прежде. Поэтому русские войска вторглись в Польшу.
В 1792г. действие Конституции было прекращено. В 1793г. и в 1795г. состоялись второй и третий разделы Польши, после которых это государство на долгие годы исчезло с карты Европы.
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
23.09.2011
Комментарии