МУС: истоки и развитие
За более чем полвека, прошедшие между Нюрнбергским процессом и созданием Международного уголовного суда (МУС), принципы и подходы к организации международного судопроизводства претерпели заметные трансформации. Неизменной осталась лишь цель – преследование и наказание преступлений против человечества силами всего международного сообщества.
Нюрнбергский трибунал
Идею международного суда пытались реализовать еще страны – победительницы Первой мировой войны. Для этого ими в 1920г. была создана Постоянная палата международного правосудия, действовавшая при Лиге Наций. Однако и Лига Наций, и сама Палата оказались неспособны предотвратить новую мировую войну и нацистские преступления.
После учреждения Организации Объединенных Наций на смену Постоянной палате международного правосудия пришел Международный суд. В 1945г. Постоянная палата международного правосудия на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества Международному суду. Судьи Палаты 31 января 1946г. ушли в отставку, а уже спустя неделю, 5 февраля 1946г., Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН избрали первых членов Международного суда.
Однако ужасы Второй мировой войны показали, что в новой системе международных отношений недостаточно одного наднационального арбитража. Для наказания военных преступников (термин этот появился в международном праве во времена Первой мировой войны) требовался международный уголовный трибунал.
Нюрнбергский международный военный трибунал был образован на основании Международного соглашения СССР, США, Великобритании и Франции от 08.08.1945. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были урегулированы в утвержденном этим соглашением Уставе Международного военного трибунала. Основной целью трибунала был суд над оставшимися в живых государственными и военными лидерами гитлеровской Германии.
Уставом трибунала были предусмотрены его судебные функции в отношении лиц, ответственных за следующие действия:
- Политика нацистской партии.
- Преступления против мира.
- Военные преступления.
- Преступления против человечности.
В состав трибунала вошли по одному представителю от каждого из государств, подписавших договор. Каждая из стран-победительниц назначила по одному главному обвинителю, которые могли представлять обвинение как индивидуально, так и во взаимодействии друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте.
Таким образом, Нюрнбергский трибунал стал первым международным учреждением уголовного судопроизводства, деятельность которого была формализована и урегулирована нормами международного права. Изначально Нюрнбергский международный военный трибунал мыслился как постоянно действующий судебный орган. Его местонахождением был назначен Берлин. Но на практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945г. по 1 октября 1946г. Генеральная Ассамблея ООН 11.12.1946 приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре. Позже возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1948 № 260 (III)). Согласно ст. VI Конвенции лица, обвиняемые в совершении геноцида, «должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».
С Нюрнбергским процессом как первым в истории международным уголовным трибуналом не следует путать так называемые Малые Нюрнбергские процессы 1946–1949 годов – цикл из 12 судебных процессов над нацистскими деятелями, не входившими в руководство нацистской Германии (например, над нацистскими врачами и над нацистскими судьями). Эти процессы нельзя отнести к международному уголовному судопроизводству в собственном смысле этого слова, поскольку обвинителем на всех процессах выступало не все международное сообщество, представленное странами-победительницами, а только США.
Международные уголовные трибуналы ad hoc
Вторым после Нюрнбергского международным военным трибуналом стал Токийский, на котором были рассмотрены дела японских военных преступников. Устав этого трибунала также был принят международным соглашением. Однако в этом трибунале лишь США представлял главный обвинитель, а остальные 10 стран (СССР, Франция, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Китай, Филиппины) были представлены дополнительными обвинителями. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946г. по 12 ноября 1948г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Трибунал по бывшей Югославии, продолжающий свою работу по сей день, был учрежден уже не международным договором, а Резолюцией Совбеза ООН от 25.05.1993 № 827. Устав трибунала определяет его юрисдикцию в отношении лиц, которые во время войн в Югославии в 1991–2001 годах совершали серьезные нарушения правил Женевской конвенции от 12.08.1949 о защите жертв войны. Этот трибунал должен был создать прецедент того, что обвинителем в международных уголовных процессах могут выступать не только государства-победители, но и все международное сообщество в целом, представленное наиболее авторитетной международной организацией. Однако на практике Трибунал по бывшей Югославии стал известен прежде всего благодаря своему селективному подходу, выражающемуся в том, что из всего многообразия преступлений против человечности на территории бывшей Югославии им расследуются лишь преступления против боснийских мусульман.
Международный трибунал по Руанде был создан в 1994г. также на основе документов Совбеза ООН (резолюций от 08.11.1994 № 955, от 27.02.1995 № 978 и от 30.04.1998 № 1165) в целях судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде в период с 1 января 1994г. по 31 декабря 1994г. Важнейшее значение деятельности этого трибунала заключается в подтверждении на практике того факта, что правом на международную защиту, в том числе от геноцида, обладает каждый человек независимо от его расы и места проживания.
МУС
Каждый из трибуналов, созданных ad hoc, был лишь временно действующим органом с ограниченной юрисдикцией. Еще в середине XX века, в том числе и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, поднимался вопрос о необходимости осуществления международного уголовного судопроизводства постоянно действующим судом, в юрисдикцию которого входили бы все гуманитарные и военные преступления независимо от места и времени их совершения.
Наконец, 17.07.1998 на дипломатической конференции представителей ООН в Риме был принят и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда, который был учрежден как постоянно действующий международный судебный орган. В соответствии со статутом МУС обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений, совершенных после вступления статута в силу на территории государства-участника либо гражданином государства – участника суда:
- Геноцид.
- Преступления против человечности.
- Военные преступления.
- Военная агрессия.
Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Обвиняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в статуте в соответствии с положениями ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статут подписали более 100 государств. Однако для начала функционирования МУС необходима была ратификация статута парламентами по крайней мере 60 государств. Этот порог был преодолен лишь через четыре года после подписания статута. МУС начал действовать с июля 2002г. Его резиденцией, как и резиденцией Международного суда ООН, была избрана Гаага, но заседания МУС могут проходить в любом месте.
Государства становятся участниками МУС по факту ратификации Римского статута. В настоящее время статут не ратифицирован такими крупными государствами, как Иран, Украина, Россия и США, а КНР и Индия отказываются даже от подписания статута. При этом КНР и Индия ссылаются на угрозу своему суверенитету со стороны МУС, а, например, в Российской Федерации считают неприемлемой идею отказа от депутатского и чиновничьего судебного иммунитета в том случае, когда будет вынесено соответствующее решение МУС.
МУС в соответствии со статутом состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств – участников суда. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 – Азию, 3 – Африку, 4 – Латинскую Америку, а остальные 7 – Западную Европу и другие государства. По статуту каждая из этих групп государств должна быть представлена по крайней мере двумя судьями.
Среди актов, принятых МУС, важнейшим, пожалуй, можно считать выданный 21.07.2008 ордер на арест действующего президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде христиан на юге страны. Это решение способствовало проведению референдума и признанию независимости Южного Судана 09.07.2011. Таким образом, действия МУС имеют весомые последствия и способствуют реализации важнейших решений в области международного права.
Однако все еще нельзя сказать, что в нынешнем виде организация международного уголовного судопроизводства в полной мере справляется со своими задачами. Но это является лишь свидетельством того, что ведущим мировым державам необходимо прилагать усилия для совершенствования международных судебных институтов. Едва ли верен вывод о том, что недостатки международных уголовных трибуналов могут свидетельствовать о несостоятельности самой идеи международного уголовного суда. Коль скоро эпоха глобализации знаменуется беспрецедентными преступлениями против человечности, то и реакция человечества на такие преступления должна быть чрезвычайной и выраженной в совместном усилии ведущих наций по наказанию преступников и предотвращению повторения их злодеяний.
Дмитрий Казанцев,
юрист, г. Москва
06.10.2011
Комментарии