Вас проверяет трудовая инспекция

Вас проверяет трудовая инспекция

Основные положения Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вступили в силу 1 августа текущего года (1). Какие изменения в связи с этим претерпела процедура проведения проверок работодателей государственными инспекциями труда? И чего следует ожидать руководителям организаций?

Государственный надзор

Прежде всего подчеркнем, что Закон № 242-ФЗ был принят в целях обеспечения реализации базового Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Дело в том, что п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ предусматривает, что при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особые правила организации и проведения проверок, касающиеся вида, предмета, оснований, сроков, периодичности проведения проверок, а также уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Одним из видов государственного контроля (надзора), для которого такие особые правила предусмотрены, является федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства).

В итоге специальные правила организации и проведения проверок, которые с 1 августа 2011г. должны будут применяться при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, установил Закон № 242-ФЗ.

Напомним, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства реализуется федеральной инспекцией труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время Роструд) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (2).

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства осуществляется в следующих основных формах:

- проведение проверок;

- выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

- составление протоколов об административных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий;

- подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз.2 ст.356 ТК РФ).

Иными словами, проверки работодателей, которые проводят государственные инспекции труда, – это одна из основных форм федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Проверки, проводимые государственными инспекторами труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подразделяются на плановые и внеплановые. Они организуются на всей территории РФ в отношении любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работодателей – физических лиц) (ч.2 ст.360 ТК РФ).

В настоящее время рассматриваемые нами проверки регламентируются следующими основными нормативными документами:

- Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;
- ТК РФ;
- Законом № 294-ФЗ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости (3);
- Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141;
- Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Закона № 294-ФЗ при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (4).

Предметом проверки может являться:

- соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;
- выполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок;
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права;
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по защите трудовых прав граждан (ч.6 ст.360 ТК РФ).

Как видим, соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров в предмет проверок прямо не включено. Однако не следует забывать, что обязанность по их соблюдению возложена на работодателя ТК РФ (ч.2 ст.22 ТК РФ). Значит, в ситуации, когда имеет место несоблюдение по вине работодателя, к примеру, условий коллективного или трудового договора, неизбежно нарушаются и требования ТК РФ.

А потому соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров все-таки может быть проконтролировано государственным инспектором труда в рамках проверки, предметом которой является соблюдение работодателем требований трудового законодательства.

Спектр причин

Как уже ранее было отмечено, к числу особенностей осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства относят специфические основания для проведения в отношении работодателей внеплановых проверок. Среди них в ч.7 ст.360 ТК РФ выделены следующие основания:

- истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;

- поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

- поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

- поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- поступление в федеральную инспекцию труда запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ч.1 ст.219 ТК РФ);

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства России;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как видим, спектр причин для проведения внеплановых проверок работодателей достаточно широк. Причем работник вправе пожаловаться в государственную инспекцию труда не только на нарушения его трудовых прав, но и на любые иные нарушения работодателем требований трудового законодательства, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, что в конечном итоге может привести к внеплановой проверке работодателя.

Внеплановые выездные проверки

Не менее важные специальные правила определяют особенности организации внеплановых выездных проверок работодателей.

1) В ряде случаев такие проверки могут быть проведены федеральной инспекцией труда незамедлительно, то есть без согласования с органами прокуратуры, но с обязательным их извещением в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ.

Речь идет о ситуациях, когда внеплановая выездная проверка инициирована поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации (ч.8 ст.360 ТК РФ).

Напомним, в подобных случаях в органы прокуратуры в течение 24 часов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью) должно быть направлено заявление о согласовании органом федеральной инспекции труда с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) с приложенными к нему документами. Они рассматриваются соответствующим прокурором в день их поступления из государственной инспекции труда в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки (5).

2) В некоторых случаях закон запрещает предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки.

Речь идет о следующих ситуациях (ч.9 ст.360 ТК РФ):

-внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации;

-такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Следует помнить, что согласно ч.1 ст.357 ТК РФ в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей (организации всех организа-ционно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц).

Особенности проведения федеральной инспекцией труда проверок отдельных категорий работодателей устанавливаются Президентом РФ или Правительством России. Речь идет об организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и управления использованием атомной энергии (ч.10 ст.360 ТК РФ).

И последнее. Работник может обратиться в государственную инспекцию труда с заявлением (жалобой) по вопросу нарушения его трудовых прав, уже находящемуся в производстве соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.

В этом случае государственный инспектор труда по общему правилу также вправе провести внеплановую выездную проверку и выдать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание, если выявит очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых актов о труде (ч.2 ст.357 ТК РФ). Такое право не возникает у государственного инспектора труда лишь тогда, когда вопрос, по поводу которого сотрудником подано заявление (жалоба), принят к рассмотрению судом или по нему уже имеется решение суда.

Выданное предписание может быть оспорено работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Остается лишь надеяться, что реализация рассмотренного нами Закона № 242-ФЗ в сфере действия норм трудового права обеспечит проведение проверок работодателей органами федеральной инспекции труда на основе принципов и правил, закрепленных Законом № 294-ФЗ.

(1) Ст.71 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

(2) Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324; ч.1 ст.353 и ч.1 ст.354 ТК РФ.

(3) Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.

(4) Утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2011 № 14.

(5) П.12 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Андрей Сомов,
юрист, г. Москва

24.10.2011

эж-Юрист

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое