Цой мертв. Современный некрореализм
«Цой жив» – пожалуй, одна из самых популярных граффити, начиная с 15 августа 1990г. Если бы не трагическая поездка, в которой погиб рок-музыкант, в этом году Виктор Цой праздновал бы свое 50-летие.
Смерть – одна из главных загадок человечества. Мы не знаем, что происходит после смерти, однако осознание ее неминуемости заставляет нас переосмысливать жизнь.
Виктор Цой в юношеские годы был участником панковской банды, отличавшейся особенными выходками. Они также как и все панки дрались, приставали к прохожим и к пассажирам в общественном транспорте, даже совершали убийства, но все это было перфомансом – представлением, имитацией преступления. Из всего этого в 80-е гг. ХХв. возникло культурное движение со страшным названием «некрореализм». Состояние человека на грани между жизнью и смертью стало основной темой экспериментов группы советских панков. Живые изображали мертвых – зомби на фоне советского индустриального пейзажа.
Общепризнанный отец-основатель движения Евгений Юфит говорил: «Смерть — это одновременно и ноль и бесконечность, она одна из тех категорий, которую человек не может материализовать в своем воображении». Однако некрореалистам удалось в своих фотографиях, картинах и фильмах, сейчас уже известных всему миру, передать состояние человека на пороге смерти, состояние, когда страшная иллюзия обретает реальность.
Ужас, испытываемый при просмотре продуктов творчества некрореалистов, далеко не каждого из зрителей делает поклонником таланта эпатажных художников.
Однако человеческая психика загадочна. Некоторым хочется почувствовать себя в роли жертвы. А некоторым приходится изображать жертв реально произошедших трагедий.
Следственный эксперимент, когда на месте преступления воспроизводятся события случившегося, зачастую позволяет выяснить правду. Некое состояние «дежа вю», испытываемое участниками следственного эксперимента, заставляет вспомнить малейшие детали произошедшего, а нередко обвиняемый, участвующий в эксперименте, за счет испытываемых эмоций или наглядной демонстрации лживости его показаний, признается в содеянном.
В следственном эксперименте используются орудия преступления или, если это необходимо, их макеты. Важно как можно более тщательно воссоздать обстановку. Если к эксперименту привлекаются статисты, то в целях установления истины они должны быть максимально похожи на реальных персонажей. Иногда внешне, иногда только по росту, иногда по голосу, – все зависит от того, что важно в данном случае. Нередко роль жертвы отводится манекену для предотвращения возможного ущерба человеку. Следственный эксперимент всегда ставится таким образом, чтобы максимально исключить причинение вреда его участникам. Для имитации событий, связанных с удушением через повешение, специалистами разработана особая веревка, которая моментально рвется при определенной степени натяжения.
Российский фильм «Изображая жертву»(2006г.) в комичном ключе показывает нелегкие будни статиста Вали, молодого человека, зарабатывающего на жизнь исполнением ролей жертв во время следственных экспериментов. Однако нелепость ситуации не исключает трагедию.
В 1982г. в штате Техас двое маляров погибли от удара электрическим током, в то время как они перетаскивали по холму леса для покраски. Металлический каркас задел трансформаторный щиток, в результате чего произошла трагедия. Следователи, приступившие к делу, решили путем следственного эксперимента установить, что же произошло. Схватились за леса и погибли на месте «при схожих обстоятельствах».
Иногда то, что нам кажется невероятным, на практике очень просто объясняется. А то, что кажется обыденным, таит в себе загадку.
Скульптор Сэм Джинкс шокирует публику не тем, что заставляет живых имитировать мертвых, а наоборот. Его силиконовые скульптуры выглядят настолько живыми, что хочется завести с ними разговор. Некоторые называют скульптуры австралийца «омерзительно гипер-реалистичными». В своей работе скульптор использует настоящие человеческие волосы. Его скульптурам удается передать хрупкость и конечность человеческой жизни.
А для того, чтобы просто намекнуть о своем присутствии, совсем не нужна тщательная проработка деталей. Предприимчивые украинские полицейские устанавливают на дорогах своих картонных коллег в картонных полицейских машинах, дабы автолюбители предусмотрительно притормаживали при подъезде к населенным пунктам. Таким же способом привлечения внимания воспользовалась одна китайская женщина.Она прикрутила женский манекен к столбу возле пешеходного перехода, чтобы машины заблаговременно останавливались.
История наемного убийцы Карлоса Роберто де Хесус из Бразилии достойна отдельной книги или даже сериала. В 2011г. одна и домохозяек «заказала» ему за $500 местную девицу Иранильдес Араухо. Однако убийца воспылал чувствами к симпатичной девушке. В результате они реализовали свой собственный перфоманс. Иранильдес легла на землю, Карлос воткнул ей подмышку мачете и облил кетчупом. Заказчица получила весьма колоритную фотографию мертвой девушки. Однако вскоре обман был раскрыт, и в результате жалобы в полицию неудовлетворенной заказчицы все трое были наказаны. Пара влюбленных за вымогательство, а заказчица за покушение на убийство.
А в этом году 21 июня в Санкт-Петербурге во время юбилейного концерта, посвященного Виктору Цою, впервые был провозглашен новый лозунг: «Цой мертв!»
Вот такой вот современный некрореализм.
08.08.2012
Комментарии