«В США смертная казнь является продолжением расовой сегрегации»
Соединенные штаты Америки, являясь страной с самым высоким уровнем демократии, тем не менее, отличаются рядом странных «рекордов».
Например, в тюрьмах США находится четверть всех заключенных в мире, а по количеству приведенных в действие смертных приговоров страна уступает лишь Китаю, Ирану, Северной Корее и Йемену. С начала возобновления приведения приговоров в исполнение в 1976 году, смертная казнь на сегодняшний день применяется в 34 штатах из 50, и унесла жизни 1 254* человек, большинство из которых чернокожие. Еще 3 300 человек ожидают своей участи в «коридорах смерти».
Из всех этих цифр и констатаций следует один вопрос, постоянно задаваемый сторонниками полной отмены узаконенных убийств: как смертная казнь может вписываться в современную демократию? Чтобы ответить на этот вопрос, социолог Арно Гайар посетил 8 американских штатов, в которых применяется смертная казнь. По результатам своей поездки он написал книгу, которая называется «999» (издательство Max Milo, 2011), а затем и снял фильм «Сигнал».
Журналист Сорен Силоу задал Арно Гайару несколько вопросов.
– Почему у книги такое странное название – «999»?
– Это первые три цифры регистрационного номера, который присваивается каждому приговоренному к смертной казни во многих штатах, в частности, в Техасе. Я выбрал их как символ бесчеловечности смертной казни: эти цифры как отличительная татуировка, присущи заключенным, ожидающим своей участи, иногда в течение многих лет.
– США является одной из самых развитых демократических стран в мире (наряду с Индией и Японией), в которой применяется смертная казнь. Как можно объяснить эту американскую особенность?
– Среди возможных объяснений можно привести следующее. Американское общество, будучи построенным на повсеместно распространенном насилии, и сейчас отличается огромным количеством оружия, находящемся во владении гражданами, и очень высоким уровнем преступности. США остаются страной первооткрывателей, у которых всегда был, есть и будет один девиз – «пан или пропал». Людям присущ этот радикализм, и представление о снисхождении мало кто разделяет. Законы, как, впрочем, и вся Конституция, рассматриваются как нечто данное Богом, и Закон талиона**, содержащийся в Ветхом завете, по мнению многих американцев, оправдывает применение смертной казни.
К этому необходимо добавить, что США является молодым обществом, можно сказать «подростком», которому свойственны непостоянство и некоторые чрезмерности. Суды Линча продолжались здесь вплоть до 1968 года, и смертная казнь существует все еще во многих штатах. Отмечается, конечно, некоторое сужение ее использования, но все-таки страна все еще не разделяет реального критического взгляда на смертную казнь.
– Объясняя применение смертной казни во многих штатах, часто подчеркивают тот факт, что страна построена по принципу федерализма. А какова позиция по этому поводу федеральных властей, и могут ли они сыграть какую-то роль в этом вопросе?
– И могут, и в свое время сыграли, когда Верховный Суд США объявил мораторий на применение смертной казни на всей территории США в период с 1972 по 1976 год. Но, в конце концов, Верховный Суд решил, что смертная казнь не противоречит Конституции. Если бы он пришел к выводу, что смертная казнь нарушает Конституцию, штаты были бы вынуждены подчиниться этому решению.
Проблема, если можно так сказать, заключается именно в демократии, которая в США простирается очень далеко: избираются все – судьи, окружные прокуроры, губернаторы. И в своих предвыборных речах они отражают страх граждан перед преступностью, которая в США является действительно первоочередной проблемой. Позиционировать себя в качестве противника смертной казни самоубийственно для политика, в том числе среди политиков-демократов. Сделать то, что сделал в 1981 году Миттеран***, в США для политика просто невозможно.
Смертная казнь в США сохраняет свое сильное тотемное значение. В штате Юта, например, существует обычай при каждом исполнении смертного приговора чеканить монету. Существует как бы желание увековечить событие, принести коллективную жертву, и это глубоко укоренилось в культурном ландшафте.
– Как объяснить то, что штат Калифорния, очень либеральный во многих отношениях, продолжает оставаться одним из штатов, в которых больше всего заключенных, ожидающих своей участи в «коридорах смерти»?
– Осознание необходимости моратория на применение смертной казни существует в Калифорнии с 2006 года****, но не хватает политического мужества. Этот компромисс приводит к гротескной ситуации: в «коридорах смерти» своей участи ожидают более 700 человек.
– Как структурируется общественное мнение по отношению к смертной казни?
– Исследование, проведенное в 2006 году Институтом Гэллапа, показывает, что сторонников смертной казни в США примерно 65 % (кстати сказать, наблюдается заметное снижение их числа: в 1994 году их было 80 %). Сторонников смертной казни чуть больше половины среди членов Демократической партии, более 80 % – среди республиканцев и две трети среди тех, кто не поддерживает ни одну, ни другую партию.
Среди наиболее жестких сторонников смертной казни находятся баптисты. Джей Кросс, баптистский проповедник, на выступлениях которого я присутствовал, говорит следующее: «Если не казнить из опасения, что убьешь невиновного, тогда вообще нужно выпустить из тюрем всех, потому что мы знаем, что среди заключенных есть невинно осужденные, – и далее он делает такое заключение, – Когда мы начали бомбардировки Франции, чтобы освободить Европу от нацистов, безусловно, погибли и невинные люди. Тем не менее, это необходимо было делать, и мы горды тем, что мы это делали. По отношению к смертной казни – это то же самое!»
К чернокожим жителям смертная казнь применяется гораздо чаще, чем к белым. Сами чернокожие считают, что в США существует правосудие белых в пользу белых. Смертная казнь является продолжением расовой сегрегации, но в равной мере и экономической сегрегации, потому что услуги адвокатов стоят огромных денег, а адвокаты по назначению во многих случаях только делают вид, что защищают своих подзащитных.
– Как распределяются приговоренные к смертной казни по этническому признаку?
– Афроамериканцы составляют 12 % от общего числа граждан США, но среди приговоренных к смертной казни их – 42 %. Белых же, которых 72 % от общего числа жителей, среди приговоренных к смерти – 44 %.
Дисбаланс является еще более поразительным, если учесть происхождение жертв: у убившего белого чернокожего гораздо больше шансов быть казненным, чем у убившего чернокожего представителя белой расы. На национальном уровне большинство жертв не являются белыми. Тем не менее, 80 % приговоров о смертной казни выносится в отношении тех, кто убил именно белого. Отсюда следует, что, во-первых, смертная казнь представляет собой «устройство», которое, в первую очередь, служит белым, а во-вторых, что «стоимость» жизни различается от цвета кожи и от финансовых возможностей.
– А как обстоят дела с жюри присяжных?
– Для процесса, который может закончиться вынесением приговора о смертной казни, вызывается 200 человек, из которых 12 отбираются в состав жюри присяжных. Кандидат в состав жюри должен положительно ответить на следующий вопрос: «Сможете ли вы проголосовать в пользу предлагаемого приговора, который предусматривает смертную казнь?» Таким образом, сторонники отмены смертной казни изначально не могут быть присяжными в своей стране. Профессор криминологии университета города Хантсвилла (Техас) Дэнис Лонгмир объясняет в этой связи, что «католики и евреи, известные своей приверженностью к отмене смертной казни, не приветствуются в суде присяжных. Регулярно им предпочитают белых граждан, баптистов или евангелистов по вероисповеданию, которым их мораль не запрещает голосовать в пользу приговора о смертной казни».
В США, однако, имеет место настоящий отбор в состав жюри, иногда кандидата могут отклонить вообще без всякой мотивации. Если жертва ребенок, то судья или прокурор, иногда даже в сговоре с адвокатом, будут отбирать только женщин, у которых есть семьи, и которые могут представить себя на месте родных жертвы. Правосудие в США – это война, и эта война идет через отбор присяжных.
– Критерии, которые могут привести к вынесению смертной казни, четко определены или они могут меняться?
– Критерии эти совершенно случайные. Исследование, проведенное в Калифорнии, показывает, что лишь в 6-8 % случаев, когда может быть вынесен вердикт о смертной казни, он в действительности выносится. Убийство полицейского – один из тех редких случаев, когда смертная казнь назначается всегда. Убийца ребенка или женщины, особенно если подобный случай широко освещался в средствах массовой информации, имеет гораздо больше шансов получить смертный приговор. Но каких-то четких критериев по этому поводу в законе нет. Наконец, свою роль играет и география: за одно и то же преступление можно получить 20 лет тюрьмы, пожизненное заключение или быть приговоренным к смертной казни – все зависит от конкретного округа, где рассматривается дело.
– Каковы условия содержания в «коридорах смерти»?
– Они очень отличаются от штата к штату. В Нэшвилле (штат Теннесси) они вполне приемлемые, а в Калифорнии их вообще считают «летними лагерями» для смертников. Наоборот, в штате Миссисипи – это настоящая каторга, там температура воздуха в камерах достигает 40 градусов Цельсия, и отсутствует даже подобие кондиционеров. Спать невозможно, это настоящий ад, который никогда не заканчивается. Впрочем, он может и закончиться: смертью. В Техасе, два раза в месяц разрешены телефонные разговоры, посещения очень редки, питание отвратительное, книги цензурируются и ограничиваются в количестве – не более четырех одновременно.
В Техасе или в Джорджии заключенные находятся в камерах 23 часа в сутки. Вернее, эти помещения там даже не называют «камерами», их называют – «клетки». Когда знаешь, что в среднем заключенные ожидают приведения приговора в исполнение 12 – 20 лет, а самым «долгожителем» «коридора смерти» являлся один заключенный, который провел в нем 35 лет, прежде чем быть казненным, то… Не считая того, что в тюрьмах запрещено курить, а «последняя сигарета» запрещена осужденному к смерти по закону, который говорит о том, что курение вредно для здоровья…
В Оклахоме один заключенный с помощью барбитуратов хотел покончить с собой в день приведения приговора в исполнение. Его отвезли в больницу, сделали промывание желудка, привезли назад в тюрьму, связали и затем казнили: все это произошло за четыре часа!
– Что-нибудь указывает на то, что когда-либо смертная казнь будет полностью отменена в США?
– Да, многое указывает на то, что страна находится на пути к отмене смертной казни, но этот процесс продлится очень долго. Если взглянуть немного назад, то можно увидеть, что с того момента, как был полностью ликвидирован суд Линча, применение смертной казни из года в год снижается.
Двадцать лет назад разговоры об отмене смертной казни людьми вообще не воспринимались. С тех пор наблюдается заметный прогресс. Опрос Гэллапа показывает, что если опрашиваемому предлагают выбрать между смертной казнью и пожизненным заключением без права освобождения, 48 % выбирают последнее, а смертную казнь – 47 %. За последнее время еще три штата полностью отменили у себя смертную казнь: Нью-Мексико, Нью-Йорк и Иллинойс.
Перевод Владимира КОРОБКИНА
*Приведенные данные относятся к концу 2011 года, на момент выхода книги.
**Закон талиона или Принцип талиона – принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причиненный преступлением («око за око, зуб за зуб»).
***30 сентября 1981 г. президент Франсуа Миттеран полностью отменил во Франции смертную казнь.
****С 2006 года в Калифорнии не было казней, хотя никакого моратория по этому поводу объявлено не было. По состоянию на апрель 2012 года в Калифорнии было 725 приговоренных к смертной казни.
08.10.2012
Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале «ЗАКОНИЯ»
Комментарии