Российская система образования тяготеет к формальным установкам, а никак не к реалиям жизни
Профессиональная аттестация учителей сегодня проводится вообще абсолютно формально, и в свое время чиновники сильно разболтали ее. Поэтому любые инициативы, на мой взгляд, направленные на то, чтобы улучшить ситуацию, с аттестацией педагогических кадров, чтобы учителя все-таки чувствовали ответственность за уровень своей квалификации и за за качество тех знаний, которые они должны давать детям, – да , я готов поддержать любую инициативу, в том числе о НСУР. Другое дело, что механизм, он должен быть все же объективно понятен всем, и вот то деление, которое НСУР, мне, честно говоря, не нравится.
Зарплаты у молодых педагогов, начинающих, и учителей с большим стажем, отличаются, причем иногда в разы. И, на мой взгляд, это не совсем справедливо. Во-первых, и нагрузку им другую дают, а сейчас зарплаты, они связаны с этой нагрузкой у учителей. Не всегда, кстати, по практике могу сказать, стаж работы, свидетельствует о том, что учитель дает качественные знания. Вот давайте все-таки связывать эту тему с вопросом качества знаний, с вопросом качества работы учителя. Если мы этого делать не будем, то все разговоры, они совершенно ни о чем будут.
За рубежом, конечно, там никаких категорий. Там абсолютно по-другому выстроена работа с педагогами, да. А у нас это достаточно бюрократизированная система. С одной стороны, это, может, и неплохо, потому что любая нормальная бюрократия должна присутствовать в том смысле, что должны какие-то быть четкие прописаны механизмы, правила, методики и так далее. И у нас этого добра более чем достаточно. С другой стороны, нельзя переходить какую-то черту и вот ставить это во главу угла. Тогда эта бюрократия начинает превращаться в самодостаточную систему и быть самой для себя, то есть не для решения каких-то задач и вопросов, которые ставит общество, а вот для собственного благополучия, как говорится.
Наша система образования, особенно в вопросах квалификации учителей, чрезмерно забюрократизирована, она в большей степени все-таки к формальным установкам тяготеет, а никак не к реалиям жизни.
В одном из интервью голландский директор школы рассказал, что в старшие классы пригласили преподавать географию не специалиста с дипломом, а известного путешественника. У нас такое невозможно в принципе, да ведь?
У нас требуется, чтоб учитель имел соответствующий диплом, имел право преподавать, потом у него и аттестация должна быть соответствующая, и свидетельство. На Западе, такого зачастую. И вот, скажем, финны, они тоже свою систему образования, среднего школьного образования практикоориентируют. И там некоторые предметы ведут практики в конкретных отраслях и в конкретных каких-то направлениях деятельности.
Скажем, приходит путешественник, который своими глазами видел, своими ногами там исходил где-то что-то, и рассказывает это детям. Ведь его главная задача, у учителя, давайте тоже этого не забывать, это вызвать интерес к предмету. Не просто заставлять учить по какому-то учебнику, по бумажке, по конспекту, плану урока, – а вот вызвать интерес, особенно в начальной школе, в средней школе, к новому предмету. Немногие, кстати, педагоги, имеющие богатый жизненный опыт, практику работы и стаж, могут это сделать.
04.09.2017
Комментарии