У бизнеса пока нет стимула к созданию информационной системы внутреннего контроля противодействия коррупции
Что влияет на снижение коррупционных рисков? С одной стороны, это государственная, муниципальная служба, то есть требования и запреты, и обязательства, которые предъявляются к данной группе, представители которой потенциально являются носителями данных рисков. Вторая сторона – это меры, применимые в сфере бизнеса, когда ему приходится решать какие-то вопросы, связанные с получением услуг, разрешений и так далее.
Что касается государственной и муниципальной службы, то здесь уже заметны последовательные шаги. Мы с вами знаем, что принимается национальный план, есть стратегия противодействия коррупции, и те меры, которые сейчас вводятся на государственной и муниципальной службе, фактически обеспечивают возможность тотального контроля чиновника и его ответственности за свои действия. На мой взгляд, это можно положительно оценить.
Что касается бизнеса, здесь как раз, я думаю, нужен определенного рода прорыв. Чтобы бизнес был стимулирован к введению антикоррупционного комплаенса, то есть системы внутреннего контроля противодействия коррупции, как сделано за рубежом. Пока у нас это только в зачаточном виде и без стимулирования. Есть в законе «О противодействии коррупции» статья об ответственности организаций, в том числе и коммерческих, но стимула к тому, чтобы тратить свои собственные деньги на выполнение этих требований, нет. За рубежом он существует, в частности, если юридическое лицо совершает правонарушение, оно вступает в стройную систему противодействия коррупции. Это и функционал, и различного рода информационные технологии, и они действуют, так что суд может назначить штраф в два раза меньше, либо вообще освободить от ответственности.
И в нашем отделе сейчас разрабатывается идея введения антикоррупционной информационной системы для малого и среднего бизнеса, который не может сам за свои же деньги наладить систему противодействия коррупции, а она возможна на такой единой платформе. Это такая, скажем, информационная система противодействия коррупции, которая помогла бы в целом всем участникам малого и среднего бизнеса.
Бесспорно, тендеры, то есть государственные закупки – это отдельная высокорисковая среда. Мы с коллегами по институту, у нас в отделе, мы постоянно пытаемся внедрение данных мер каким-то образом развивать. Но, к сожалению, сам институт государственных закупок – с одной стороны, он необходим, но его ущербность – высокие коррупционные риски – требуют уже специального рассмотрения.
18.10.2017
Комментарии