Общественный контроль как часть успеха реформы МВД
Реформа МВД, которая сейчас запущена в стране на самом высшем уровне, бесспорно, давно назрела. И мне нравится, что она проводится не просто ради слова «реформа», а ради исправления ситуации в работе ведомства. Настало время положить надежный задел и добиться того, чтобы любой сотрудник милиции, а после 1 марта – полиции, понимал: вся его деятельность направлена на благо страны и граждан и это самое главное. Перемены в системе МВД должны донести до всех, кто планирует работать в новой структуре, что они - служители народа. У нас даже «корпоративный» девиз есть такой: «Служа закону, служу народу».
Чтобы перемены в правоохранительной системе произошли, мы все, по-моему, сегодня должны осознать и необходимость частичной трансформации психологии. Ведь такого гражданского принципа восприятия общего образа милиции, который у нас существовал раньше, когда человек в погонах воспринимался как царь и Бог, а остальные жили и дышали ради того, чтобы его слушаться и «помогать» ему жить – такого больше не будет. И это хорошо. И как раз общественный контроль – как хода реформы, так и деятельности пока новой для нас структуры, полиции – важная часть успеха в выполнении сложной задачи реформирования ведомства.
Надо сказать, опыт, существующий сейчас в ряде государств, когда работу тех или иных структур оценивает общественность, довольно интересен. А применительно к России, я считаю, все, что делается в стране – работа аппарата власти, чиновников, которые должны трудиться для народа и во имя народа и т.д. - должно оцениваться, и эта оценка будет показателем результата их работы. Причем мнение рядовых граждан здесь не менее важно, чем мнение сослуживцев и коллег.
Вообще-то такой метод – не новинка. К пониманию нужности общественного контроля работы чиновников и структур страна давно постепенно двигалась. Когда я работал в ФМС РФ, мы, например, создали на сайте ведомства «опросник» для оценки российскими и иностранными гражданами работы нашей службы. Откликнулись очень многие люди, и мнения были совершенно разные, и критики немало, что и было для нас полезно. А помимо такого интернет-опроса с голосованием мы также проводили другие анкетирования, обсуждения, анализ публикаций о ФМС в СМИ. И благодаря такой работе нам удалось за 5 лет хотя и частично, но ощутимо изменить не только ситуацию в структуре, но и само отношение людей к сотрудникам ФМС в лучшую сторону.
Вы, возможно, удивитесь, но сегодня у нас на самом деле уже немало действующих институтов общественного влияния на органы внутренних дел: открытые сайты, почтовые ящики для обращения граждан, личный прием руководителей организаций, масса обращений идет напрямую к президенту, премьеру и другим представителям власти. И если говорить об открытости, МВД на этот день – одна из самых открытых организаций в стране. Поэтому введение глобального общественного «опросника» или анкеты с целью мониторинга работы МВД – выход, но не единственный. Такое же анкетирование можно провести в отношении учителей или врачей. Что мы получим?.. К тому же реальность учит нас осторожнее подходить к массовым мнениям и оценкам, когда мы знаем, чем они формируются, как, скажем, в интернете.
С другой стороны, анкетирование граждан помогло бы более предметно взглянуть на однобокое утверждение, что у нас «однозначно плохая милиция». Знаете, как говорят: бывает своя ложка дегтя в бочке меда. Так и здесь: мы не увидим хороших сотрудников, они остаются незамеченными, если сами граждане об этом не расскажут. А тех, кто ведет себя иначе, кто выделяется хамством, стяжательством, плохой работой – видно и без того. О них тоже надо знать. Но ведь за одним таким милиционером может стоять 50, 100, 1000 нормальных сотрудников. И укрепить в этом общественное мнение могли бы опять же результаты опросов.
Еще раз скажу, что, наверное, самое важное для нас сегодня – это изменение отношения к милиции самих граждан, вера в то, что сложившиеся у нас порядки и понятия можно изменить к лучшему. Нужно дать реформе шанс, а для этого участвовать в ней.
Михаил Тюркин
11.02.2011
Комментарии