Михаил Горбаневский: Вопросы о переименовании городов должны решать ученые-топонимисты

Михаил Горбаневский: Вопросы о переименовании городов должны решать ученые-топонимисты

Доктор филологических наук, профессор, руководитель Гильдии лингвистов-экспертов, в 1987 г. выступивший одним из создателей общественного движения за возвращение исторических географических названий, правая рука академика Дмитрия Лихачева Михаил Горбаневский ответил на вопросы корреспондента «Газеты» , касающиеся инициативы переименовать город Волгоград в Сталинград.

Корр.: «Вопрос о возможном возвращении Волгограду имени Сталина дискутируется не первый год. На ваш взгляд, есть хоть одно рациональное — научное, историческое, экономическое — обоснование этого помимо политического?»

М. Горбаневский: «Мой старший друг, к сожалению, покойный, блестящий публицист русского зарубежья Александр Артемов называл подобные переименования политикой, опрокинутой в географию. До революции мемориальные названия в России были единичными, в честь некоторых представителей царской семьи. Но сразу после 1917 года, еще при «скромном» Ленине, а вовсе не начиная со Сталина, топонимия стала для советского политического языка гигантским полигоном.

Мало кто знает, что уже в 1918 году подмосковное село Талдом стало городом Ленинском. Через год решением Моссовета Рогожской Заставе было присвоено имя Застава Ильича, а Рогожско-Сенная площадь превратилась в площадь Ильича. Тогда же Золоторожская улица была переименована в честь «любимца партии» Николая Бухарина. Вскоре старинную Гатчину перекрестили в Троцк, Елизаветград — в Зиновьевск, город Енакиево — в Рыково, а Юзовка превратилась в Сталино. Это, кстати, было первое географическое название в честь будущего «гениального вождя всех трудящихся», потом их будут тьмы и тьмы.

Доходило до анекдотов: Михаил Калинин лично поставил свою подпись под правительственным указом о переименовании Твери в Калинин».

Корр.: «Вы были в числе тех ученых-топонимистов из Русского географического общества, которые еще два года назад адресовали Путину письмо против возвращения городу на Волге названия Сталинград — тогда, накануне празднования 70-летия Сталинградской битвы, эта идея также широко обсуждалась. Ответ какой-то получили?»

М. Горбаневский: «Из администрации президента — нет. Пришел официальный ответ из администрации Волгограда. В нем, кстати, были изложены любопытные сведения. Во-первых, что областная Волгоградская дума, оказывается, вносила законопроект о замене топонима Волгоград на топоним Сталинград в Госдуму РФ, как того требует действующее законодательство, и получила отказ. А во-вторых, приводились итоги официального соцопроса, проведенного тогда в Волгограде: 66,7% жителей города выступали в 2012 году против переименования в Сталинград, и только 15,2% — за».

Корр.: «Я посмотрела законодательство, там говорится, что Госдума принимает постановление, основываясь на итогах референдума. То есть все равно жители города должны для начала решить, чего они хотят».

М. Горбаневский: «Хорошо. А теперь давайте подумаем».

Название Царицын — Волгоград — Сталинград кому принадлежит? Только жителям города Волгограда? Или жителям Волгоградской области? Тогда нужен областной референдум. Или жителям Южного федерального округа, центром которого является Волгоград? Или всей Российской Федерации?»

Корр.: «Сталинградская битва — это, конечно, история всей страны».

М. Горбаневский: «Именно. И в 1991 году мы считали несправедливым, что судьбу города на Неве, второго главного города России, решали только жители Питера. Сколько там вообще исконных питерцев? А в Волгограде сколько людей, которые связаны пуповиной с историей края? Результаты чьего референдума должна учитывать в своем решении Государственная дума?»

Корр.: «А почему людей вообще так волнуют переименования подобного рода? Понятно, что жителям Сталинграда жить в городе будет ничем не лучше, чем жителям Волгограда. Цены на рынке не изменятся, рабочих мест не прибавится».

М. Горбаневский: «Я думаю, дискуссии Вятка или Киров, Калининград или Кенигсберг всю страну не сильно взволнуют. Они, кстати, тихо-мирно сегодня идут. Но тема сталинщины и сталинизма — эти страшные страницы нашей истории, которые циничные политики хотят заменить лишь на гордую историю победы страны в Великой Отечественной, — волнует многих. Это опять-таки политика, опрокинутая в географию. Никто при этом не оспаривает роли Сталинградской битвы.

Хотя, напомню, была и Царицынская оборона. Профессор Василий Супрун, топонимист из Волгограда, посчитал во время первой дискуссии в 2012 году, что топониму Царицын 336 лет, он впервые был упомянут в 1555 году, Сталинграду — 36 лет, а Волгограду — 52.

Супрун пишет: «Сталинград — это навязанное имя нашему городу на короткий период его истории». Вот и все.Пафос письма, которое мы, ученые, адресовали Путину два года назад, заключался в том, что во избежание возврата культа личности Сталина, дальнейшего углубления раскола в российском обществе, а также роста протестных настроений нужно либо вернуть городу его историческое название Царицын, либо сохранить нейтральное имя Волгоград. Кстати, топоним Царицын никакого отношения к царям и царицам не имеет, он образован по реке Царице — из тюрского «Сары-су», «желтая вода».

Корр.: «Сомневаюсь, что многие граждане на референдуме будут так углубляться в историю и географию родного края».

М. Горбаневский: «Именно. Я всегда говорю: если общество согласилось делегировать право восстановления архитектурных памятников профессионалам-реставраторам, то почему оно не может делегировать права экспертизы географических названий в части определения их ценности как памятников истории, географии, языка ученым-топонимистам».

Корр.: «Русское географическое общество возглавляет Сергей Шойгу, патронирует Владимир Путин. Будете ли вы, профессионалы-топонимисты, сегодня пытаться донести свое мнение по сталинградскому вопросу до людей, принимающих решения?»

М. Горбаневский: «Мы готовы заниматься просветительской работой, отвечать на вопросы СМИ, но вступать во взаимоотношения с властями предержащими сегодня я смысла не вижу. Для меня совершенно очевидно, что мы движемся не вперед, а назад. Я все чаще ощущаю себя в 1970 году, когда окончил школу. Тогда вся страна торжественно праздновала столетие со дня рождения Ленина, тогда же появились анекдоты, что фабрика «Новая заря» выпустила «Духи Ильича» и мыло «По местам Ильича». Сегодня этот запах застойных времен вновь разносится в нашем воздухе. Я его, к сожалению, отчетливо ощущаю».

11.06.2014

Информационно-правовой портал «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • "Доходило до анекдотов: Михаил Калинин лично поставил свою подпись под правительственным указом о переименовании Твери в Калинин»." - ну это не совсем анекдот.

    Поступило соответствующее ходатайство президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета и Московского областного исполнительного комитета о переименовании.

    Калинин подписал не указ, а постановление Президиума ЦИК СССР от 20.11.1931 г. "О переименовании г. Твери в г. Калинин" в силу своей должности, как Председатель ЦИК Союза ССР.

    Вторая подпись под документом поставил секретарь ЦИК Союза ССР А.С. Енукидзе.
    Написал Ястребов Дмитрий (Дмитрий Ястребов) 15.06.2014 20:19
  • РУКИ ПРОЧЬ ОТ НАЗВАНИЯ НАШЕГО ГОРОДА. СТАЛИН ЭТО ВЕЛЕЧАЙШИЙ ПОЗОР РОССИИ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ.
    Написал VOLGOGRAD613 12.06.2014 07:10

Ранее об этом

ТЕМА НЕДЕЛИ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...

Популярное
Новое