ШКОЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
Школьные оценки придумали гуманные иезуиты, чтобы избавить учеников от телесных наказаний, тем самым переделав реальный кнут в символический. С тех пор и по сей день высший балл является предметом гордости мальчишек и девчонок, а также их родителей, «трояк» – поводом для разговора, а «опять двойка» – даже сюжетом для картины. Но кто и как оценивает качество самого образования, полученные знания? Оказывается, целые институты занимаются поисками ответа на вопрос, что из себя представляет «качество образования»: это количество заученных правил и формул или жизненно необходимые навыки, которые позволят многого добиться в жизни? В одних странах ставят отметки, в других считают, что это неправильно, но как обычно в этом мире к единому мнению прийти не удалось. Каждая система образования идет своим, опытным путем.
«Опыт, сын ошибок трудных»
«Да я Ваньке поставлю пятерку за то, что он сделал не 100 ошибок, а всего 20, а Петьке поставлю тройку потому, что он сделал не одну ошибку, а две». Эти слова заслуженного учителя России Александра Тубельского процитировал в эфире программы «Де юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) его не менее известный коллега, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), экс-заместитель министра образования РФ Виктор Болотов. В процитированной фразе – весь опыт заслуженных педагогов, которые, может, и не знают наизусть п. 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании», в котором дана формула и определение «качества образования», но зато за десятилетия их педагогической практики безошибочно определяют, чего стоит каждый ученик и прекрасно знают разницу между оценкой формирующей, направленной на развитие, и оценкой итоговой. Такое же дифференцирование в оценивании заложено и в современных учебных пособиях, рассказала в эфире главный редактор группы компаний «Просвещение» (выпускающей большую часть российских учебников) Надежда Колесникова. Причем, критерии оценивания в учебных пособиях «Просвещения» стараются сделать максимально четкими, чтобы избежать субъективизма. Если есть подозрения в таковом, родители могут смело обращаться в специализированные учреждения, в Москве – это Центр качества образования, и протестировать ребенка. Сейчас с этим просто.
«Учиться, учиться и еще раз учиться»
Непросто сейчас в другом: падают даже не оценки образования, а его ценность. По словам заведующего отделом Центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова Константина Зискина, проведенный центром опрос среди учителей выявил тревожный факт: более 30% из них не рассматривают образование важным для успеха в жизни. А в эпоху «развитого капитализма» успех оценивается прежде всего доходом. Ученики смотрят на зарплаты педагогов или инженеров и тоже как-то не торопятся идти пять-шесть лет отпахивать в вузы – легче блогером стать, считают они. Можно, конечно, нам, старшим поколениям, покачать головами и осудить нынешнюю молодежь, а можно вспомнить, как еще пару десятилетий были и такие, кто хотел стать рэкетирами или ночными бабочками, для чего образование было не обязательным и даже вредным. Сейчас другие времена – рынок образовательных услуг перенасыщен разными курсами, тренингами и так далее. А если есть успешно действующий экспресс-механизм, зачем брать полный пакет по старинке? Дифференцирование – оценок, знаний, способа их получения и есть главная примета нынешнего времени. Она практически укладывается в перефразированную формулу коммунизма: «От каждого – по способности, каждому – по знаниям».
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
06.09.2021
Комментарии на форуме