22 декабря 2008 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
Не секрет, что в современной России деятельность негосударственных охранных структур и детективных агентств часто сопровождается большим количеством правонарушений. В первую очередь это незаконный оборот оружия, применение физической силы, осуществление рейдерских захватов, незаконное вмешательство в частную жизнь российских граждан. Всё перечисленное порождает неутешительную статистику, согласно которой только в 2008 году было зафиксировано около 51 тыс. таких нарушений.
Проблема заключалась в том, что ранее действовавший закон в силу своей либеральной направленности, на практике не позволял принимать адекватные меры реагирования по отношению к нарушителям и осуществлять действенный контроль за деятельностью частных охранных организаций. В результате этого, создался практико-правовой дисбаланс, который и послужил лейтмотивом для разработки и принятия Федерального закона № 272-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" № 2487-1 и в другие нормативные акты с ним взаимодействующие.
Комментарий к новому Федеральному закону, дает депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Московской области, генерал-майор милиции Т.Н. Москалькова:
1. Татьяна Николаевна, кто сегодня может претендовать на статус частного охранника, а кому придется воздержаться?
2. Что дает дактилоскопическая регистрация?
Я бы не называла это ужесточением, скорее правовое структурирование порядка создания ЧОП и гарантии его правомерного и эффективного функционирования. Согласно данной норме негосударственная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью, с верхним пределом уставного капитала в 250 тыс. рублей и осуществлять исключительно охранную деятельность. При этом для формирования уставного капитала привлеченные деньги использовать не разрешается. Вносителями же средств могут быть только резиденты, если иное не предусмотрено международными договорами.
Исключительность направления деятельности таких организаций говорит о том, что общество не может являться дочерним для организации, занимающейся чем-то отличным от охранной деятельности. Его учредителями (участниками) или работниками не могут быть общественные объединения, граждане, состоящие на госслужбе, или замещающие выборные оплачиваемые должности, а также собственник, руководитель и должностное лицо организации, с которой у данного ЧОП заключен договор на оказание услуг. Ряд других категорий лиц.
Здесь же можно подробнее остановиться на наиболее существенных нововведениях, регламентирующих деятельность детективных организаций. Необходимо сказать, что для приобретения статуса детектива соискателю требуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить лицензию, порядок выдачи которой (и отказа в выдаче) предусмотрен в статье 6 измененного Федерального закона.
Данные службы исключены из субъектов частной охранной и детективной деятельности. Это позволит обеспечить регулирование осуществления негосударственной охранной деятельности в Российской Федерации и контроля за ней в едином правовом поле, в режиме именно оказания негосударственных услуг безопасности, а не защиты только своих интересов в режиме "частной полиции". Федеральным законом № 272-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О милиции".
Конечно. Законодательно усилена административная и уголовная ответственность работников охранных структур и частных детективов за правонарушения, совершенные ими в ходе исполнение охранных и сыскных услуг. Ужесточены санкции статей 137 и 138 УК РФ, которые на сегодня предусматривают за незаконное собирание, в том числе с использованием спецсредств, и распространение сведений о частной жизни максимальное наказание - лишение свободы на срок до четырех лет. Изменена редакция статьи 203 УК РФ, согласно которой теперь, за превышение полномочий частным детективом или работником ЧОП, в зависимости от состава преступления и квалифицирующих признаков, низший предел наказания предусмотрен в виде штрафа в сто тысяч рублей, а высший до семи лет лишения свободы.
На сегодняшний день в России 29,8 тысяч частных охранных и сыскных структур, которые дают рабочие места 745 тысячам не просто людей, а профессионалов. Это отдельная сфера рынка услуг, с масштабами которой не под силу справиться общему законодательству. Мало того речь здесь идет не просто об организациях, оказывающих те или иные услуги, а о силовых, технически оснащенных и вооруженных структурах, которые при слабом контроле со стороны государства и отсутствии четкого нормативного регулирования могут стать источником повышенной гражданской и государственной опасности. Федеральный закон № 272-ФЗ как раз направлен на эффективный контроль за частной детективной и охранной деятельностью организаций, целью которого является недопущение нарушения конституционных прав граждан и государственной целостности.
Увеличены размеры штрафов за административные правонарушения по статьям 20.16 и 20ю24 КоАП РФ.
8. Предусмотрены какие-либо дополнительные методы предупреждения и сдерживания нарушений конституционных прав граждан, правил оборота оружия и спецсредств?
А в собственности может находиться только оружие, изготовленное под патрон травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного длинноствольного.
С внесением изменений в Федеральный закон "Об оружии" появилась принципиальная разница между рядом ранее действующих норм закона, и ныне вступивших в силу. До принятия Федерального закона № 272-ФЗ оружие являлось собственностью частных охранных организаций. Сегодня служебное оружие работники ЧОП должны получать в органах внутренних дел во временное пользование и в рамках установленной законом нормы – одна боевая единица на двух частных охранников. Норма обеспечения оружием на уровне закона определена впервые.
7. В каком порядке, и каким именно оружием имеют право пользоваться сотрудники охранных организаций, чтобы не нарушить закон?
Существует целый перечень грубых нарушений, за совершение которых действие лицензии может быть приостановлено. К слову сказать, он законодательно введен впервые. В перечень вошли такие виды нарушений как, несоблюдение правил оборота оружия, спецсредств, повлекшее негативные последствия. Оказание лицензиатом услуг без заключения договора с клиентом, услуг, не предусмотренных в лицензии, препятствование органам внутренних дел в проведении ими проверки.
6. За какие действия или бездействие можно лишиться лицензии?
Всё о лицензировании, в том числе и о порядках переоформления, приостановления можно прочитать в статьях 11.2-11.6 Федерального закона № 2487-1. Предоставление лицензий частным детективам прописано в статье 6 названного закона.
В виду того, что действующий Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности не регламентирует в частном порядке рассматриваемый вид деятельности, появилась необходимость выведения лицензирования негосударственной охранной и детективной деятельности из-под сферы регулирования данного закона. В связи с этим в Федеральном законе № 272-ФЗ дополнительно предусмотрен ряд существенных нововведений. Первое – это то, что лицензия будет выдаваться не на охранную деятельность в целом, а лишь на отдельные виды охранных услуг. Особые лицензионные требования относятся к ЧОП, оказывающим охранные услуги в местах проведения массовых мероприятий, а также на объектах особого значения. Второе, полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности законом возложены на органы внутренних дел. Отсюда следует основное, что документ на право ведения охранной деятельности выдается данными органами, сроком на пять лет и действителен на всей территории Российской Федерации. Одновременно, милиция наделена правом приостанавливать действие лицензии, на срок до одного месяца. Если в этот период лицензиатом нарушение не будет устранено, орган внутренних дел имеет право обратиться в суд, вплоть до аннулирования лицензии.
5. Что изменилось в порядке лицензирования?
4. А каков будет статус служб собственной безопасности?
Что касается, плановых проверок частных охранных организаций, то таковые могут проводиться не чаще одного раза в три года, а внеплановые только с уведомления прокурора субъекта Российской Федерации.
Исключено право частных детективов на создание объединений и использование спецсредств, документов и иных сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности органов, уполномоченных в данной сфере деятельности. Частные детективы также исключены из числа субъектов обязательного страхования. Повышены требования к договору на оказание сыскных услуг, при этом снята обязанность прохождения периодических проверок.
3. Не всех, наверное, обрадует ужесточение требований к созданию и условиям функционирования частных охранных организаций? Ваш комментарий к статье 15.1 новой редакции Федерального закона №2487 -1:
Исключение из рядов вооруженных частных охранных организаций экстремистов и лиц из криминальной среды, подконтрольность работников охранной и детективной частной деятельности правоохранительным органам.
Вместе с тем, на звание частного охранника не в праве претендовать нерезиденты, лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, тяжело больные, граждане, имеющие судимость за умышленное преступление или находящиеся под обвинением. Согласно новой редакции закона к этой же категории лиц относятся те, кто утратил своё удостоверение в результате неоднократных нарушений правил его использования. Уволенные с государственной должности и службы по инициативе работодателя. Или те, кто в результате проверки получил заключение уполномоченного органа о невозможности допуска этого лица к осуществлению частной охранной деятельности.
Помимо перечисленного, обязательно для соискателя наличие личной карточки охранника, которая также выдается органами внутренних дел и дактилоскопическая регистрация. В случае отсутствия такой экспертизы, и это одно из новых законодательных оснований, лицу будет отказано в приобретении желаемого им статуса.
Право на приобретение данного правового статуса предоставляется совершеннолетним гражданам, которые успешно прошли профессиональную подготовку, сдали квалификационный экзамен и получили в органах внутренних дел удостоверение частного охранника. Оно выдается сроком на пять лет и может быть аннулировано теми же органами в установленном законом порядке. Следует здесь же отметить, что за выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) будет взиматься 600 рублей.
«Закония» в соц. сетях