Только ли «свастика» помешала российскому оперному певцу солировать на Вагнеровском фестивале?

Только ли «свастика» помешала российскому оперному певцу солировать на Вагнеровском фестивале?

Публика Вагнеровского  фестиваля, начавшегося сегодня в баварском Байройте,  не услышит голоса известного оперного певца Евгения Никитина, которого западная пресса называет оперным наследником Шаляпина. А он мог стать первым российским исполнителем, получившим главную роль на престижном германском мероприятии.

Звезда Мариинского театра в Санкт-Петербурге Евгений Никитин, отказавшийся от участия в Вагнеровском фестивале после длительных репетиций, должен был исполнять партию в немецкой постановке оперы «Летучий голландец», отрывающей фестиваль.

Буквально за неделю до премьеры спектакля немецкое телевидение ZDF показало архивный видеоролик с Youtube времен молодости оперного исполнителя. Зрители были возмущены татуировкой  с элементами, похожими на свастику, на теле исполнителя, в то время музыканта в мурманской хэви-металл группе. В интервью немецкому телеканалу артист пояснил, что сделал тату, будучи 16-летним подростком (но какой металл без татух, кроме того, свастика - совсем не обязательный атрибут татуировки каждого металлиста), а сегодня сожалеет об этой «ошибке молодости». И, хотя показавшееся публике скандальным изображение (никто толком так и понял, на спине или на груди) давно скрыто под более поздней татуировкой, поскольку оно наносилось в несколько приемов, свастики там никогда не было. «Это должна была быть восьмиконечная звезда, а в центре – герб, который я сам придумал», рассказал Евгений. В самом деле, по фотографиям, размещенным в интернете, содержание рисунков на теле певца, в одном из которых кто-то разглядел крамольные фрагменты, определить невозможно.

«Я не мог оценить масштаб раздражения и оскорблений, которые эти символы и знаки могут вызвать – особенно в Байройте и в контексте этого фестиваля», - отметил Никитин.

В комментарии, опубликованном на сайте Мариинского театра, певец заявляет, что «национал-социализм в любых его проявлениях» ему как человеку, чьи «два деда полегли в Великой Отечественной войне», глубоко отвратителен. Евгений категорически утверждает, что «татуировки, которые у кого-то вызвали ассоциации с нацистской символикой, никак с нею не связаны». «Я никогда в жизни не хотел иметь на теле свастику и тем более не стал бы позировать в таком виде перед камерой»,  добавляет певец.

Понятно, почему организаторы возрожденного в 50-х годах прошлого века фестиваля  постарались полностью отмежеваться от его исторического прошлого. Во времена гитлеровской Германии Вагнеровский оперный фестиваль был популярен у верхушки Третьего рейха. По информации экспертов-историков, спектакли мероприятия посещал сам фюрер, будучи поклонником творчества Вагнера, неоднократно высказывавшего антисемитские заявления.

Скандал из-за татуировки со свастикой российского оперного певца Евгения Никитина, показывает, насколько важен для Байройтского фестиваля вопрос переосмысления коричневого прошлого, считает издание Süddeutsche Zeitung. В связи с этим исполнитель главной роли с «нацистским символом», по мнению руководства фестиваля, мог бы вызвать неоднозначную реакцию публики.

Гендиректор Баварской государственной оперы Николаус Бахлер  подверг критике позицию администрации Вагнеровского фестиваля. Инцидент с татуировкой на теле участника спектакля «больше проблема организаторов фестиваля и семьи Вагнеров, чем самого музыканта», отметил он.

Несомненно, все, что касается ассоциаций имени Вагнера с фашизмом, вызывает в Германии обостренную реакцию. Однако это не мешало и после Второй мировой войны приглашать в Байройт солистов с явно пронацистскими взглядами, в частности, таких, как великий баритон Дитрих Фишер Дискау.

В Байройте не прозвучит бас-баритон 39-летнего уроженца Мурманска, заслуженного артиста России Евгения Никитина, не ставшего первым русским певцом, исполнившим главную партию в опере Вагнера на родине композитора. И все же, возможно, тату со свастикой – лишь официальная причина устранения со сцены фестиваля русского Голландца: ряд специалистов  утверждают, что дирижер Кристиан Тилеман, ставящий «Голландца» в паре с режиссером Жаном Филиппом Глогером, мягко говоря, не приемлет исполнение немецкого репертуара певцами, не говорящими на языке Вагнера. 

Российское происхождение Никитина, кажется, не мешало его ангажементам с «Летучим Голландцем» в Торонто, Лейпциге (к слову, родине Вагнера) и Баден-Бадене. Благим намерением, корнями исходящим из патриотизма, почему-то основанного на декларируемых  на весь мир неприемлемости нацизма (который россиянином не пропагандировался), и свастики(которая то ли была, то ли ее не было), организаторами  фестиваля и немецкими СМИ, право солировать в постановке «Летучего Голландца» в Байройте достанется, по всей видимости, представителю Кельнской оперы Самуэлю Юну.

Евгений Никитин, не исполнивший заветную оперную партию, стал сегодня популярнее того Никитина, который, возможно, был бы лишь незаметной сенсацией баварского фестиваля, если бы вышел на его сцену. С татуировкой он или без, - но о нем громко говорят в СМИ и блогосфере, как дома, так и за рубежом. Пиар, прямо скажем, не совсем белого цвета, но, как и в случае с хулиганками из Pussy Riot (о которых всего полгода назад знали не больше полусотни человек), он сделал свое дело, и «раскрутка» пошла-поехала... Довольно сложно сказать, приобрела ли в этой неоднозначной ситуации репутация певца больше, чем потеряла. Одно ясно: повод для пересмотра своего «исторического я» получил не только Евгений Никитин. А может, Вагнер и задумал «Голландца», чтобы напомнить и самому себе, и потомкам: даже воплощению ада один раз дается шанс на раскаянье.

25.07.2012

Информационно-правовой портал «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое