10 ФЕВРАЛЯ 1996 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА КОМПЬЮТЕР ОБЫГРАЛ ЧЕМПИOНА МИРА ПО ШАХМАТАМ
Гарри Каспаров согласился сыграть с Deep Blue шесть партий. Уверенный в победе, он, тем не менее, проигрывает первую партию, а две последующие сводит вничью.
10 февраля 1996 года 33-летний Гарри Каспаров с обычным своим высокомерием прибывает на место проведения турнира. Разве он не величайший чемпион по шахматам всех времен? Разве он не первый гроссмейстер, преодолевший легендарные 2 800 очков по шкале Эло, которая используется для ранжирования игроков? Неужели эта куча железяк и силикона способна его победить! Этот Deep Blue, созданный IBM, не лучше тех машин, с которыми он сталкивался в прошлом. Разве в 1989 году он не победил его предшественника Deep Thought? Уверенный в себе, Каспаров спустя рукава проводит предматчевую подготовку, отведя на нее всего 10 дней.
Матч из шести частей проводится в честь 50-летию Ассоциации вычислительной техники (ACM – Association for Computing Machinery). Победитель получит 400 000 долларов. Под аплодисменты публики, которые ему весьма приятны, Каспаров садится перед шахматной доской. Перед ним сидит человек, ответственный за исполнение ходов, отображаемых Deep Blue на экране.
Разочарование
Сначала несколько слов о Deep Blue. Этот электронный плеер – работа студентов лаборатории Университета Карнеги-Меллона. Его сделали в 1985 году и продолжают совершенствовать. Под своим первым именем Deep Thought («Глубокая мысль») он несколько раз выигрывал чемпионаты мира по компьютерным шахматам. Deep Blue («Темно-синий»), с которым играет Каспаров, – это суперкомпьютер IBM, состоящий из 32 процессоров. Он способен оценить 100 миллионов комбинаций за несколько секунд, а в его память заложены тысячи партий, уже сыгранные людьми. У каждого игрока есть два часа, чтобы сделать первые сорок ходов, еще два часа на следующие двадцать и, наконец, один час, чтобы завершить партию.
В первой части Deep Blue играет белыми, и он начинает атаку, разыгрывая сицилианскую защиту. Первые ходы компьютера следуют заранее установленному шаблону, затем он начинает рассчитывать каждый ход. К 17 ходу положение Каспарова ухудшается. На 23 ходу он готовит контратаку, проведя рокировку. Но компьютер в отличие от соперников русского чемпиона не дает сбить себя с толку. Он отвечает ударом на удар. 32 ход: Каспаров вновь атакует, но Deep Blue вычисляет, что это скорее блеф, чем настоящая угроза. На 35 ходу компьютер использует свое преимущество, вынудив Каспарова на 40 ходу признать поражение. Встреча длилась два часа. Великий Каспаров абсолютно разочарован, он в гневе покидает зал. Какой позор. Впервые великому мастеру пришлось склониться перед машиной!
Ярость
На следующий день он в бешенстве возвращается, чтобы выиграть вторую партию. Но Deep Blue, нечувствительный к настроениям соперника, продолжает доставлять ему неприятности в третьей и четвертой партиях, которые заканчиваются ничьей. 17 февраля Каспаров выигрывает пятую и шестую партии. Итог: 4 – 2 в пользу чемпиона мира. Гроссмейстерская честь сохранена, а его банковский счет пополняется на 400 000 долларов.
И снова победил человек, но его лидерство подходит к концу. В следующем году, в матче-реванше, безоговорочно побеждает Deep Blue. Надо сказать, что в этот раз Каспаров играет типа… ногой. Он совершает колоссальные ошибки. Взбешенный этим поражением, он не находит ничего лучше, чем оскорбить создателей Deep Blue, обвинив их в мошенничестве. Он даже заходит так далеко, что утверждает, что за машину играл его главный соперник Анатолий Карпов. Разочарованные таким отношением промоутеры Deep Blue больше не хотят иметь дела не только с Каспаровым, но и вообще с людьми. С тех пор Deep Blue больше никогда публично не играл в шахматы. А жаль…
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
10.02.2021
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии