18 МАРТА 1662 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЛЕЗ ПАСКАЛЬ ПРИДУМАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

18 МАРТА 1662 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЛЕЗ ПАСКАЛЬ ПРИДУМАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Более чем за два столетия до изобретения метро знаменитый математик, физик, механик, литератор и философ Паскаль изобрел самый первый общественный транспорт. Это кареты, которые ездят из одного конца Парижа в другой. Создание этого общественного транспорта было непростым. Писателю приходится вложить в это дело почти все свое состояние и, несмотря на полученное от самого короля разрешение, ему приходится смириться с требованием Парижского парламента, который отказал в создании системы, при которой могли бы «бок о бок» передвигаться бедняки и «приличные» граждане.

Годом ранее у философа, известного на тот момент в основном по его фундаментальному труду «Мысли», возникает гениальная идея.

Он и герцог де Роанне, с которым Паскаль дружен, решают помочь парижанам, особенно самым бедным, перемещаться по столице. Париж в те времена – самый большой европейский город с населением в 500 000 человек, и добраться из одного конца в другой, не имея, например, лошади или собственной кареты, довольно проблематично.

Естественно, что на тот момент в Париже нет еще великих преобразований, совершенных бароном Османом, градостроителем, во многом определившем облик современного Парижа. Улицы узкие, что во многом затрудняет передвижение. Но уже есть и несколько крупных, как сказали бы сейчас, проспектов. Именно они и интересуют философа и герцога.

Инновационная система
Паскаль и де Роанне хотят создать систему транспорта, который будет ежедневно функционировать и следовать по фиксированному маршруту, с регулярными интервалами и фиксированной ценой, зависящей от пройденного маршрута.

В ноябре 1661 года эти двое мужчин основывают транспортную компанию. Вскоре к ним присоединяются маркиз де Сурш и маркиз де Кренан. В это дело сам Паскаль вкладывает почти все свое состояние и даже приданое своей покойной сестры Жаклин.

19 января 1662 года король Людовик XIV лично подписывает патентные письма, разрешающие создание новой службы. 27 февраля Парижский парламент регистрирует письма, но добавляет некоторые ограничения. В эти кареты могут садиться только «приличные» люди.

Успех
Несмотря на все ограничения, когда 18 марта открывается первый маршрут, соединяющий предместье Сент-Антуан с Люксембургским садом, – это настоящий успех.

И успех этот настолько велик, что в ближайшие месяцы открываются еще четыре маршрута. Цена поездки между двумя остановками составляет 5 су.

Воодушевленные, Паскаль и его друзья пытаются внедрить такую же систему в Лионе и в Амстердаме. Но там у них почему-то не получается.

Паскаль умирает 19 августа 1662 года, спустя месяц после открытия 5-й парижской линии.

Точно неизвестно, когда эта система перестала работать. Историки оценивают ее исчезновение между 1674 и 1667 годами.

Общественный транспорт возвращается во Францию лишь в 1820-х годах, когда в городе Нанте появляется сеть омнибусов.

 

18.03.2022

Александр ПАРХОМЕНКО

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ
Удивительное дело – точное число совершенных мнимых сделок и споров по ним неизвестно. Эксперты объясняют это тем, что количество таких сделок незначительно, но эти же источники констатируют, что фиктивные...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ
    Удивительное дело – точное число совершенных мнимых сделок и споров по ним неизвестно. Эксперты объясняют это тем, что количество таких сделок незначительно, но эти же источники констатируют, что фиктивные...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Александр Калмыков о русском  цирке с участием животных как элементе национальной идеи Александр Калмыков о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи
    Генеральный директор «Росгосцирка» Александр Калмыков рассуждает о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи. Скоморохи и дрессированный медведь с козой, домашние животные – всё...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...