Борьба за власть: Сталин и его окружение после войны (часть первая)

Борьба за власть: Сталин и его окружение после войны (часть первая)

Обстоятельства политической борьбы, развернувшейся в высших политических кругах после победы в Великой Отечественной Войне, практически остаются малоизвестными современному обществу.

В ходе политических баталий не стоял вопрос о том, кто будет во главе государства: после победы над троцкистско-зиновьевской оппозицией и Бухариным позиции Сталина были незыблемы. Теперь в борьбе участвовали группировки вокруг «вождя», который, умело манипулируя людьми и руководствуясь обстановкой, выдвигал на ведущие позиции тех, кто был ему выгоден.

Первый звонок к начавшемуся вскоре переделу сфер влияния прозвенел в октябре 1945г., когда со Сталиным случился инсульт. Его заместителем на время реабилитации после болезни стал В. М. Молотов, занимавший пост наркома иностранных дел. Он был старым партийцем, преданным делу коммунистического строительства и верным соратником Сталина.

Поскольку еще раньше Сталин стремился не допустить усиления кого-то из фаворитов, то и во время болезни все вопросы государственного правления Молотов был вынужден решать после совещания с другими членами так называемой «четверки» - Маленковым, Берией и Микояном.

Однако Молотов допустил две роковые ошибки за короткое время своего правления, которые ослабили его позиции среди высших руководителей государства. В ноябре 1945г. Молотов дал санкцию газетам опубликовать выдержки из интервью Черчилля, в котором английский политик признавал большую роль Советов и лично Сталина в победе над нацизмом. Сталин был в гневе, поскольку «восхваление это нужно Черчиллю, чтобы успокоить свою нечистую совесть и замаскировать свое враждебное отношение к СССР», а публикация таких фрагментов является «угодничеством перед иностранцами». Второй, более существенной ошибкой, стала попытка поднять «железный занавес», разрешив западным журналистам отправлять корреспонденцию из Москвы без дополнительной цензуры. Такой шаг был встречен на Западе с понимаем и одобрением, однако уже вскоре в некоторых западных газетах прозвучали предположения, что больной Сталин более не способен управлять Советским Союзом, а реальная власть находится отныне в руках Молотова.

После того, как Сталин узнал о факте таких публикаций в западной прессе, влияние и позиции Молотова были сведены на нет. Сталин написал «четверке» две телеграммы, в которых жестоко обличал недальновидность Молотова и потворство «тройки». Теперь старая, связанная пуповиной с революцией, гвардия большевиков, лидером которой был Молотов, отошла на второй план. Отныне за реальную власть боролись другие люди.

Во главе первой группировки стали Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Маленков был видным партийным деятелем и занимал ключевой пост в аппарате ЦК - заведующего Отдела руководящих парторганов. Выгода этой должности, как и раньше позиция Сталина в ходе борьбы за власть в конце 20-начале 30-х.гг., состояла в тесной связи с партийным аппаратом, которым можно было манипулировать при решении соответствующих политических задач. Берия же руководил НКВД.

Берия и Маленков в силу служебных обязанностей тесно взаимодействовали с 1938г., что позволило им впоследствии максимально политически сблизиться. И хотя после Пленуме ЦК ВКП (б) в марте 1946г. Маленков вроде бы достиг большой власти, но уже через два месяца в результате политических интриг он начал терять влияние и утратил все ключевые посты. Такая же судьба ждала Берию. Это было связано в первую очередь с тем, что после войны Сталин постарался «осадить» генералитет и в первую очередь самого влиятельного маршала - Жукова. Но он не забыл и тех, кто «курировал» генералов в тылу. Ослабление группировки Маленкова-Берии было неизбежно связано с усилением другого видного партийца и соперника Маленкова - А.А. Жданова.

После убийства С.М. Кирова, которое стало поводом для больших чисток 30-х гг., на вершину партийной организации в Ленинграде взошел Жданов. В 1939г. он стал членом Политбюро. Вокруг него образовалась целая группа влиятельных лиц, которые с 1946-1949гг. занимали ключевые посты в СССР, среди которых в первых рядах значился талантливый экономист, руководитель Госплана и первый заместитель Председателя Совмина Н.А. Вознесенский, а также видные партийцы - А.А.Кузнецов и М.И. Родионов. Особенно важным в партийной борьбе был Кузнецов, который занимал важнейший пост в аппарате - начальника Управления кадров ЦК. Он лично контролировал деятельность спецслужб, репрессивных органов и юстиции. Группа Жданова-Вознесенского по сути контролировала верхушку властных структур СССР. Есть все основания полагать, что в эти годы Сталин видел в Жданове или Вознесенском возможного преемника.

В отличие от Вознесенского и Кузнецова Жданов был публичной фигурой, поскольку его непосредственной функцией было формирование партийной идеологии. Именно с его именем связаны скандальные «культурные» постановления. В августе 1946г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в результате которого под градом критики оказались Зощенко и Ахматова. Позже началось «развенчание» профессуры и композиторов, в первую очередь Прокофьева и Шостаковича. Но «счастье» ленинградской группы было недолгим. 30 августа 1948г.

О привязанности главного идеолога партии Жданова к алкоголю было хорошо известно. Это сказалось на постоянных проблемах с сердцем и гипертонией. В августе 1948г. Жданов скончался.

После смерти идеолога вновь усилились позиции группы Маленкова-Берии. Маленков вернул себе пост начальника Управления кадров. Теперь он находился в открытой конфронтации с Вознесенским, поскольку они оба считались возможными наследниками «вождя». Но в этой борьбе Маленков смог надавить на самое уязвимое место «ленинградской группировки».

Сталин был ярым борцом с любой фракционностью в партии. По его мнению, сила ВКП (б) заключалась в четко выраженном и поддерживаемом всеми членами партии магистральном пути. А поскольку все основные члены группы Жданова-Вознесенского были выходцами из ленинградской парторганизации, то у Маленкова были все основания указать Сталину на возможную внутрипартийную оппозицию. «Вождь», видимо, сам был не вполне доволен растущим влиянием ленинградской группы на всех фронтах, поэтому позволил начать расследование.

В феврале 1949г. Политбюро занимался обсуждением вопроса «об антипартийных действиях» «ленинградцев», после чего в «оппозиционный» город был отправлен Маленков. В результате допросов, проходивших при помощи хорошо известных всем способов, ему удалось выбить показания, что в городе бушевали «английские шпионы» и «великодержавные шовинисты». Это позволило накрыть всю ленинградскую группу. Сразу были арестованы Кузнецов, Родионов, Попков и другие видные партийные деятели. Одновременно были предъявлены явно надуманные обвинения Вознесенскому о намеренном искажении отчетности и утере документов Госплана. Отныне официально дело ленинградской партгруппы и дело Госплана были объединены. После крайне жестоких пыток родственников и друзей «подозреваемых» были добыты все необходимые показания. 1 октября 1950г. был оглашен приговор, заранее утвержденный Сталиным: Вознесенского, Кузнецова, Родионова и их ближайших сподвижников приговорили к расстрелу. Примерно через час приговор был приведен в исполнение.

Внешне падение «ленинградцев» означало победу Берии и Маленкова. Но такое утверждение обманчиво. Борьба, режиссером которой был Сталин, только начиналась.


Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова

на фото: И. В. Сталин, А. А. Жданов, окружение Сталина - Маленков, Берия, Жданов, Молотов

Борьба за власть во второй части...>
Борьба за власть в третьей части...>

11.07.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое