КУЛЬТ «САНТА-МУЭРТЕ» («СВЯТАЯ СМЕРТЬ») НАБИРАЕТ ВСЕ БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Молитвы, подношения и слепая вера характеризуют культ «Санта-Муэрте», привнесенный в Соединенные Штаты мексиканской общиной и ежегодно отмечаемый в районе Квинс в Нью-Йорке, что свидетельствует о его растущей популярности в стране.
«Святая смерть» представляется скелетом с косой, земным шаром или розой в руках. Она может быть одета в разные костюмы, отражающие ее способности.
В середине августа последователи культа, прибывшие со всех концов Соединенных Штатов, приняли участие в религиозных торжествах в Нью-Йорке, представляя одну за другой истории о «чудесах», дарованных «Святой».
Большинство приверженцев культа наносят себе татуировки, украшаются кольцами и подвесками с ее изображением.
Это вера, которая «помогает нам выйти из трудных ситуаций», объясняет корреспонденту AFP Арели Васкес, главная «жрица» этого культа в Соединенных Штатах.
Пережив серьезную операцию на поджелудочной железе 17 лет назад, г-жа Васкес пообещала «Ее худейшеству» каждый год устраивать для нее вечеринку, чтобы отблагодарить «Святую смерть», рассказывает г-жа Васкес, стоя перед красочным алтарем, установленным в ее гостиной в Квинсе, где находится изображение скелета с косой. А рядом, как ни странно, мирно соседствуют изображения «нормальных» святых Католической церкви.
По словам Эндрю Честната, профессора религиоведения в Университете Вирджинии, в этом «новом религиозном движении», набравшем силу в Мехико в 2001 году, нет никаких устоявшихся норм или правил.
По оценкам этого эксперта, автора книги «Посвященные смерти: Санта-Муэрте, Святой Скелет», культ насчитывает 12 миллионов верующих, в основном в Мексике, но также в Соединенных Штатах и в Центральной Америке. «Это самое быстрорастущее религиозное движение в мире», – говорит профессор Честнат.
«Сатанинский культ»
Неудивительно, что в Мексике, где культ смерти глубоко укоренился в массовой культуре из-за синкретизма между католической религией и местными верованиями, это движение приобрело популярность, хотя до недавнего времени практиковалось в строжайшей конфиденциальности.
Если католическая церковь считает «Санта-Муэрте» «сатанинским культом», то отношения, которые верующие с ним поддерживают, очень похожи на те, которые у них имеются в отношении некоторых католических святых, уточняет г-н Честнат.
«Я думаю, что, если что-то приносит вам пользу (...), оно не может быть плохим», – подчеркивает Арели Васкес, которая мечтает основать первую в Соединенных Штатах часовню, посвященную «Святой Смерти».
У каждого последователя дома должна быть статуэтка «Санта-Муэрте». Ей молятся и делают подношения: цветы, алкоголь, табак или еду.
Для Крессиды Стоун, автора книги «Секреты Санта-Муэрте», которая описывает себя как очень пылкую последовательницу культа, «молитва важна гораздо больше, чем размер или богатство алтаря».
Она также объясняет, что «Мрачная Жница» может быть «мстительной» и «гневной» по отношению к тем, кто не сдерживает данные ей обещания или проявляет к ней неуважение.
Без посредников
В культе «Санта-Муэрте» контакт между верующим и объектом его поклонения является прямым, без посредников в виде священников и без дискриминации.
«Сюда мы приходим молиться с верой, – говорит 49-летняя Алехандра Флорес, последовательница «Мрачной Жницы» с 2012 года, когда ей удалось получить работу, в которой ей до этого отказывали из-за ее транс-идентичности. – Ты можешь быть наркоманом, полицейским, трансгендером, кем хочешь. Здесь она приветствует всех нас», – говорит г-жа Флорес.
Майк Росалес, проехавший более 300 км из штата Мэриленд, чтобы посетить нью-йоркские торжества, посвятил «Святой» целую комнату в своем доме. Когда он уходит или возвращается домой, он сначала всегда останавливается перед своим алтарем. «У меня есть Она, чтобы защитить себя и чувствовать себя хорошо, – говорит этот 36-летний гватемальский житель, который щедро тратит деньги на свои пожертвования. – Если она помогает нам, почему бы не возблагодарить ее?» – продолжает он.
В Соединенных Штатах, Мексике и в Центральной Америке, где существуют большие различия между богатыми и бедными, коса «Санта-Муэрте», восстанавливающая равенство, «является весьма привлекательной», резюмирует Эндрю Честнат.
22.08.2023
Александр ПАРХОМЕНКО (по материалам AFP)
Комментарии