Интернет уничтожил эпистолярный жанр

Писем в прежнем значении слова почти не пишут. Им на смену идут многочисленные электронные виды коммуникаций - e-mail, SMS, форумы, дневники. Но тут главное «не париться»: человек постэпистолярной эпохи просто употребляет и, главное, знает меньше слов, чем человек времен переписки Пушкина с Анной Керн. Так ли уж все трагично — разбирался «The New Times», прослеживая эволюцию эпистолярного жанра.На чем и как написано письмо — далеко не самое главное. Тут как с огнестрельным оружием: «Стреляет не револьвер Кольта, а тот, у кого он в руках!» Утверждать, что пишущий письмо с использованием всех современных технологических достижений пишет его лучше только потому, что более продвинут, нелепо. Как нелепо утверждать, что пишущий письмо гусиным пером глубже и тоньше человека эпохи IT-технологий. Вот Аристотель наверняка не знал, как архивировать звуковые файлы, но вряд ли кто-то согласится потягаться с ним — если такое было бы возможно — в прохождении теста IQ. Так и в головах людей эпохи интернета количественное накопление информации привело, иногда и против их воли, к качественным изменениям. Быть может, мы уступим Аристотелю в IQ, но опередим во многом другом. Язык интернета, язык электронной почты, в особенности язык SMS-посланий изменяет нечто очень важное. Сокращения, своеобразное арго интернета делают корреспонденцию почти не читаемой для непосвященного, а само виртуальное общение как минимум внешне выглядит иногда предельно примитивным, не располагающим к пространным и глубоким рассуждениям. Предполагается, что оба участника (интернет-дневников или форума) виртуального обмена письмами имеют доступы к принятым кодам и им нет никакой нужды в детализации своих мыслей и переживаний. Если корреспондент «не догоняет», он, скорее всего, рано или поздно вычеркивается из адресной книги. Вместе с культурой письма уходит и такой жанр, как эпистолярный роман. Издание следит за эволюцией жанра - со времен Средневековья до наших дней на примере литературных произведений. «Опасные связи» стали вершиной эпистолярного романа. Век машин, становлению которого эпистолярный жанр поспособствовал, заканчивался. Наступал век систем. Телефон и телеграф если и сократили поток писем, то окончательно пресечь его должны были пока еще громоздкие и медленные первые ЭВМ. Попытки возродить эпистолярный жанр воплотились в романе Януша Вишневского «Одиночество в Сети». Приходится признать, пишет издание, что эпистолярный жанр мертв. Жалеть не надо. Ведь все когда-то заканчивается. Или переходит в новое качество. И если солдат-первогодок, когда он сидел перед листом бумаги в клеточку, на котором было выведено всего лишь «Здра…», в тяжелом раздумье грыз шариковую ручку, то теперь его ровесник сидит перед плоским монитором и подыскивает слова для своего «имейла» www.zagolovki.ru

24.01.2009

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет