"Черные" рейдеры стали мишенью

Борьба с рейдерами перестает быть частным делом владельца бизнеса, подвергшегося недружественному поглощению. Разгул передела собственности заставляет жертв рейдеров, юристов и общественных деятелей объединяться и просить помощи у государства.

Рейдеры боятся света

Способы передела собственности, арсенал рейдеров и причины их появления обсуждались на круглом столе "Эволюция рейдера в условиях вечной коррупции". Участники мероприятия, в числе которых были журналисты, бизнесмены, юристы и социологи, объявили о создании Лиги по борьбе с рейдерством. Новая структура будет, в первую очередь, способствовать максимальной информированности общественности о конфликтных ситуациях вокруг предприятий.

Инициаторы создания антирейдерской лиги отмечают, что передел собственности, при котором сильнейший побеждает слабейшего - обычная практика для всего мира. Однако в России слияния и поглощения порой приобретают форму бизнес-мародерства, с привлечением коррумпированных чиновников, правоохранительных органов и судей. Действия так называемых "черных" рейдеров в большинстве случаев подпадают под статьи Уголовного кодекса.

В 2005 году, по словам главного редактора журнала "Человек и закон" Антона Самойленкова, было зафиксировано порядка 5000 рейдерских атак. Уголовных дел по фактам захвата предприятий было возбуждено значительно меньше – всего 350. Лишь 50 из них дошли до суда, а обвинительный приговор был вынесен всего по 11 эпизодам. Если оперировать лишь судебной статистикой, можно было бы говорить, что в России рейдерства нет. В то же время, руководитель группы информационного аудита "G808" Сергей Никулин отмечает: СМИ пестрят сообщениями о попытках передела собственности, шантажа и мошенничества с акциями. Да и сами жертвы захватов свидетельствуют: в России рейдерство по-прежнему является одним из способов ведения бизнеса.

Только теперь, по сравнению с эпохой дикого капитализма 90-х годов, пираты ушли в тень, стараясь не привлекать к себе внимание властей. В то же время открытость, прозрачность всех процессов, которые происходят вокруг предприятия, может стать одним из самых действенных способов защиты от рейдеров, считает председатель правления юридической корпорации "Русич" Рубен Маркарьян.

Как похищали Ангарский цементный завод

Этот способ непосредственно решил опробовать один из участников беседы – президент группы компаний "РАТМ" Эдуард Таран, сам ставший жертвой рейдеров. Эдуард Таран рассказал, что уже два года пытается отстоять в судах право своей группы на управление Ангарским цементным заводом, расположенным в Иркутской области. В свое время в результате скупки акций предприятие было поделено между двумя компаниями – новосибирским "РАТМом" и кемеровским холдингом "Сибирский цемент". "РАТМ" приобрел 50,52% Ангарского цементного завода, "Сибирский цемент" - 45%. Однако партнерского сотрудничества не получилось. Сегодня Эдуард Таран обвиняет кемеровскую компанию в рейдерском захвате предприятия и на примере своего завода иллюстрирует методы работы современных российских рейдеров.

Первым шагом "Сибирского цемента" стало проведение собрания акционеров, куда не был допущен "РАТМ" - владелец контрольного пакета акций. "Сибцем" избрал свой совет директоров, назначил своего генерального директора и поставил под контроль все финансовые потоки Ангарского завода. Группа "РАТМ" подала на "Сибцем" в суд и выиграла процесс: суд в трех инстанциях признал, что собрание акционеров проводилось незаконно, а значит, и все решения, принятые на нем, не имеют законной силы. Таким образом, генеральный директор, назначенный "Сибцемом", должен был покинуть свое кресло. Тем не менее, он этого не сделал. Более того, охрана завода по распоряжению этого нелегитимного директора больше не допускает на территорию Ангарского цементного завода основных акционеров, группу "РАТМ".

Тем временем события развивались как в плохом детективе. У "РАТМа" внезапно похищают 2,17% акций. По поддельному судебному решению этот пакет перебрасывают то на один счет, то на второй. В итоге след акций теряется где-то на счетах оффшорных компаний.

Следствие по этому делу идет уже более полугода, но похищенный пакет пока так и не найден. Представители "РАТМа" не берутся утверждать, что преступление было совершено их конкурентами, компанией "Сибирский цемент", поскольку правоохранительные органы еще не вынесли такого решения. Однако с момента хищения акций "Сибцем" стал активно заявлять о том, что у него в распоряжении теперь находится контрольный пакет, а у "РАТМа" - всего лишь блокирующий. За чей счет "Сибцем" пополнил свой пакет, не уточняется. От корпоративного конфликта вокруг Ангарского цементного завода пострадали не только интересы его основного акционера, но государства.

По словам Эдуарда Тарана, "Сибирский цемент", будучи монополистом на рынке цемента в Сибирской федеральном округе, диктует местным строителям свои условия. В результате сегодня в СФО на 30% подскочили цены на цемент, которого, к тому же, не хватает на всех заказчиков. Дефицит и подорожание цемента, по мнению представителей "РАТМа", является прямым следствием деятельности "Сибцема". Говоря об этой ситуации, Эдуард Таран удивляется: почему власти федерального округа и области молча наблюдают за переделом единственного в регионе цементного завода? В самом начале корпоративного конфликта группа "РАТМ", по словам ее президента, предложила губернатору Иркутской области Александру Тишанину взять на себя функции управления предприятием до разрешения спора между двумя основными акционерами. Однако глава области это предложение не принял.

Борьба с захватами ради имиджа страны

По классификации президента коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры" Самвела Караханяна, существуют "грязные" и "интеллектуальные" способы захвата предприятий. В ситуации с Ангарским заводом как раз были использованы методы, входящие в арсенал так называемых "черных" рейдеров. "Грязным" методом ведения конкурентной борьбы стало использование фальшивого решения суда и похищение акций предприятия.

К "интеллектуальным" методам можно отнести создание незаконного органа власти на заводе и проведение собраний акционеров за спиной у владельца контрольного пакета акций. Участники обсуждения пришли к выводу, что рейдеры будут существовать до тех пор, пока в стране жива коррупция.

Только при помощи "купленных" чиновников, работников правоохранительных органов и судов можно быстро и тайно перерегистрировать предприятие, вывести его собственность на баланс других компаний и довести жизнеспособный завод до банкротства. Таким образом, борьба с рейдерством переходит в борьбу с коррупцией в целом. Ошибочно было бы считать, что передел собственности – частное дело акционеров.

Как отметил глава группы "РАТМ" Эдуард Таран, противостояние рейдерам – это имиджевый вопрос для России. Только справившись с бизнес-пиратством, страна сможет рассчитывать на приток иностранных инвестиций и стабильную, работоспособную промышленность.

Екатерина Рубцова

25.12.2008

охрана.ru

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет