Должны ли пассажиры знать, что с ними говорит автопилот?
Два авиапроисшествия, стоившие немало нервов пассажирам, произошли на днях. В Гамбурге авиалайнер А-320, совершая посадку при ураганном ветре, задел крылом взлетно-посадочную полосу и чудом остался цел. В Москве у А-320 при взлете не убралось шасси - пилотам пришлось вернуться в аэропорт. И в том и в другом случае пассажирам до посадки не сообщали о том, что произошло. Правильно ли это? Как себя чувствуют остающиеся в неведении пассажиры?
28 февраля Airbus 320 авиакомпании "Аэрофлот", следовавший в Берлин, был вынужден вернуться в "Шереметьево-2". После взлета у аэробуса не убралось шасси, поэтому самолет вернулся обратно в "Шереметьево", где благополучно приземлился. "Никто из пассажиров не пострадал", - говорилось в коротком сообщении.
Адвокат Рубен Маркарьян летел тем рейсом "Аэрофлота". Позже он подробно рассказал о том, что пережил, радиостанции "Русская служба новостей" и газете "Известия": - Время было раннее - около 8 утра. Мы пристегнули ремни, разогнались, взлетели. Но потом я вижу, что высота не меняется. Да и стюардессы сидят пристегнутые, напитки не собираются разносить. Потом нам объявили: "В связи с техническими неполадками маршрут меняется, самолет направляется в "Шереметьево-2". Заходим на посадку, пролетаем над полосой, но не садимся. Делаем еще круг - у полосы видим "скорые" и пожарных. Я до сих пор удивляюсь, почему не началась паника. Кто-то вызывал стюардесс, но те ничего не могли объяснить. Уже потом, когда мы сели, вышел пилот и сказал, что не убралось шасси. Я из рассказов своего друга-летчика знаю, что с выпущенным шасси лететь нельзя. И если срабатывает соответствующий датчик, то пилот пролетает над полосой, чтобы наземные службы визуально убедились, что это шасси действительно не убралось, что не датчик сломался. Тогда все встало на свои места. Но почему нам об этом не сказали? Нам всем было бы спокойнее. А так, я уверен, многие до сих пор валидол ложками едят.
Еще более опасное авиапроисшествие случилось в понедельник в Гамбурге. А-320 сильным ветром чуть не сдуло с полосы. Лайнер крылом задел асфальт, и только мастерские действия пилота позволили снова поднять его в воздух, а позже благополучно посадить. На борту было более 130 пассажиров. Многим потребовалась психологическая помощь. Им тоже не сообщили о проблемах, однако, по мнению Рубена Маркарьяна, в этом случае молчание оправданно - все решали мгновения.
- Но мы-то целый час над "Шереметьево" кружили, - сказал адвокат "Известиям", - могли бы хоть что-то сообщить. Мне бы точно спокойнее было - я понимаю, что с неубранным шасси спокойно можно сесть. Я потом специально проштудировал законодательство. Нигде не говорится о том, что нам обязаны что-то говорить. Мы имеем право спросить, но отвечать никто не обязан. Авиакомпании решают, говорить или нет, сами. Нас должны уведомить об изменении маршрута - они это и сделали.
"Известия" обратились к представителям авиакомпаний, чтобы выяснить, должны ли члены экипажа сообщать пассажирам о неполадках. Как выяснилось, стюардесс учат, как вести себя в кризисной ситуации. Но пошаговой инструкции у них нет.
- В каждой компании есть свои стандарты, - рассказал "Известиям" заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, - но они касаются обычных процедур. Например, командир корабля дважды в течение рейса должен выйти в эфир и рассказать пассажирам о полете, о погоде... Слова пилота всегда убедительны.
Бортпроводников учат, как успокоить пассажиров. Но в нештатной ситуации только пилот решает, какую информацию выдать. Это непростое решение, потому что надо и панику не посеять, и сказать что-то успокаивающее. Говорить неправду пилот тоже не может. Да и вообще, в такой ситуации он занят полетом. Вот и получается, что пассажиры ничего не понимают и нервничают. Чаще всего им ничто не угрожает, но неведение и страх полетов делают свое дело. И здесь все зависит от квалификации бортпроводников.
- У нас была знаменитая стюардесса Елена Фефилова, - рассказал нам директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал, - когда она видела, что пассажир боится летать, она просто садилась рядом и брала его за руку. Сейчас она преподает, учит молодых бортпроводников.
Стюардесс учат всему: делать искусственное дыхание, спасать утопающих, не поддаваться панике, улыбаться в любой ситуации... Но авиакомпаний много, и не везде персонал ведет себя правильно. Единственное, что твердо надо знать пассажиру, - по статистике самолет по-прежнему остается самым безопасным видом транспорта. И даже если вы четыре часа кружите над аэропортом, а персонал ничего не говорит, вероятность угрозы жизни ничтожна. Такие случаи происходят постоянно.
Владимир Демченко, Андрей Реут
05.03.08
05.03.2008
Комментарии