Ребенок и военная форма-реформа
В первую субботу октября случайно оказался на праздновании 66-ой годовщины образования Московского (Горьковского) суворовского военного училища. Точнее сказать, случай помог. Мне утром позвонил однокашник по СВУ и между делом сообщил, что в училище в 10.00 построение на плацу и потом праздничные мероприятия для ветеранов, к коим, как оказалось, я теперь и отношусь. 25 лет назад я закончил Московское СВУ, так что назвать меня просто выпускником язык не поворачивается. Кстати, слово «ветеран» в армии считается не признаком возраста, а скорее – опыта. Опытный боец – ветеран, неопытный
-... Ну, многие, наверное, знают, как называется неопытный солдат (курсант, суворовец).
Хотя я и помнил, что День образования моего училища приходится на праздник сухопутных войск (есть и такой), тем не менее никакой помпы или хотя бы новостей об этом событии не было ни в газетах, ни в Интернете. На многих сайтах, посвященных жизни кадетов, суворовцев и нахимовцев, я обнаружил Программу празднования 60-летия училища от 2003 года. Так что за PR-мероприятия, дорогое командование МсСВУ, вам - «двойка»! Ну, или «тройка», если я чего пропустил.
Так вот в 10.00, тем не менее, я стал в лысо-щекасто-седовласый строй ветеранов-суворовцев и даже прошел торжественным маршем перед трибуной, ежась от мурашек под звуки марша военного оркестра, автоматически ступая строевым под удар большого барабана именно левой ногой. Как положено в строю.
Встретил своих однокашников и, конечно, отцов-командиров – незабвенного «папу», майора Стародубова, моего офицера-воспитателя и командира взвода, и его помощника прапорщика Кукушкина, крылатые выражения которых до сих пор используются в моем лексиконе.
И хоть учился я не в тех казармах на Извилистом проезде, что сейчас занимает СВУ (да и казармами это не назовешь – санаторий!), а в Филях, тем не менее, родное что-то явно там витает в воздухе. Правда учатся здесь теперь не только подростки последних двух школьных лет обучения, как в мои восьмидесятые, а на плацу марширует в черной форме совсем малышня и даже барышни, которых теперь разрешено брать в суворовцы, но все это только придает шарма такому учебному заведению.
Я как-то высказывался в блоге о том, как грустно, что сейчас после СВУ ребята-выпускники не попали в военные училища из-за сокращения офицерских должностей. И ближайшие годы вряд ли попадут. И это уж точно не радует того, кто избрал своей судьбой офицерскую карьеру. Именно об этом достаточно жестко высказывались ветераны-суворовцы на встрече с начальником училища в праздничный день. «Кого готовим? Для чего? Для кого? Если армии и стране не нужны офицеры, то зачем тогда суворовское училище? Может, это уже не военное училище, а лицей?»…
Такие вопросы и я себе задавал до этого дня. И даже начал сомневаться – отдавать ли сына в суворовцы? Действительно, зачем надевать на пятиклассника военную форму, мучить полувоенными условиями, если его потом в офицеры не возьмут? И тут как-то ясно осознал, что не будет больше того СВУ, что было у меня, когда «папа» майор Стародубов отрабатывал с нами «вспышку с фронта», а мы падали прямо на паркетный пол в помещении нашей 6-ой роты. Сейчас за такие фокусы со «вспышками» «папу» быстро вызвали бы в военную прокуратуру и наказали за превышение должностных полномочий. Ибо сейчас суворовец заснял бы факт «издевательств» на видеокамеру своего мобильника и выложил в Интернет. И что в этом плохого, что не будет того СВУ? И что плохого в том, что сокращается армия, ибо, как понятно «беспилотником» может управлять и гражданский инвалид с помощью джойстика компьютера, для этого не нужен хорошо обученный, физически здоровый офицер-летчик. Про танки и высокоточные ракеты я вообще умолчу. Другая война, другая армия, другое СВУ. Но вопрос «зачем» остается.
Ломоносов сообщал мне долгое время с плаката над школьной доской в кабинете математики: «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Мне, как оказалось в последствии - адвокату, математика нужна вроде только для подсчета гонорара. Я с ней не сталкиваюсь в жизни и даже не смогу решить простое уравнение с интегралом или как он там называется. Но, возможно, точная наука научила основам анализа, который я применяю практически каждый день.
Так вот, перефразируя классика, в СВУ следует отдавать ребенка только для того, чтобы дать образование, достойное для служения Отечеству. Сформировать полноценную личность, высокодисциплинированного, не боящегося трудностей, всесторонне развитого защитника Родины. А будет он офицером или директором завода, не важно, главное, что он будет понимать, как делать свое дело и для чего его делать. А если нужно, то и в строй встанет, не «кося» от армии.
Конечно, в СВУ сейчас много проблем. Так что недостатков, несмотря на внешний лоск, «накопать» можно много. Вопрос другой, если уж принято решение сохранить этот вид школьного образования, значит, теперь надо его совершенствовать и помогать развивать. Я лично ЗА!
Начальник училища Толмашев Александр Сергеевич (слева) Юные суворовцы
Мой командир взвода, офицер-воспитатель Александр Александрович Стародубов
На плацу (я, А.А. Стародубов и мои однокашники П. Кременецкий, В. Гранич) Я, Старший прапорщик Виктор Васильевич Кукушкин (бывший комендант
Суворовского училища) и Павел Кременецкий
И девочек здесь учат драться Свой спортивный уголок – из спальни в спортзал – мечта!
Класс эстетического воспитания
Интерактивные доски в каждом классе. Чувствительный и говорящий манекен (урок оказания первой медицинской помощи)
Отдельный праздничный стол для именинника Заместитель начальника по учебной части Ирина Андреевна Еремина и Начальник
училища Александр Сергеевич Толмашев рассказали о своих достижениях и проблемах
на сегодняшний день...
… С годами привычки не меняются! – спим на собраниях… Суворовцы в стрелковом тире
Обмен координатами (Андрей Андреев и Константин Бялковский)
03.10.2010
Комментарии