Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Новости недели с Рубеном Маркарьяном

Касаясь главной темы минувшей недели на форуме «ЗАКОНИИ», предлагаю задуматься: есть ли границы у правоприменения? Что вообще может его ограничить? Не побоюсь тавтологии - то, что для этого и служит: граница. Она явно мешает расследованию, когда обвиняемый российский гражданин прячется, скажем, в солнечной Калифорнии и предлагает российскому же следователю пообщаться через американских адвокатов.

Но государственная граница не единственная. Что до границы информационной - иногда не совсем понятно, в каком мире мы живем: с плотным забором или настежь открытыми кордонами. Казалось бы, в информационном плане мы почти реально живем в глобальном безвизовом пространстве, мире без границ, благо на деле стран со свободным въездом становится все больше. В погоне за всеобщей интернетизацией российские законотворцы предложили даже сельские таксофоны оснастить Wi-Fi. Очевидно, жители деревень теперь почувствуют себя не только свободными от проводов, но и не скованными в защите личных прав.

Но какой свободе, скажем, может идти речь в небольших поселках или станицах типа Кущевки, где десятки лет люди жили как крепостные под барским произволом местных правоохранителей? Хотя, как показывает практика, не только границы действия, но и безграничное бездействие может иметь плачевные последствия. Вот не ограничил (читай, не задержал), например, милиционер маньяка, поленился, а тот взял да и вырезал еще три десятка человек. И кому нужна, спрашивается, такая свобода в действиях? А может быть, границы все же должны быть выборочными? Только чем бы их определять…
Выбрал бы замдиректора московского Центра образования молчание, не пожаловался бы на Департамент образования президенту – и работал бы себе спокойно. Но нет ведь – обозначив приоритеты, не ограничил свою словоохотливость вовремя. Зато хотя бы совесть чиста. Но может ли это служить утешением?

Правда, еще не известно, позволит ли совесть (а сейчас уже и следователи) спокойно жить новосибирским врачам, которые отказались принимать в больницы «скорую» с 8-месячным ребенком в состоянии комы только потому, что он, согласно документам, не был к ним «приписан».
Что важнее для медика: клятва Гиппократа или, пусть бюрократический, но закон?  Хотя, по мне – как, впрочем, и по Пушкину – Гиппократ и Бюрократ – «две вещи несовместные».
Вот ведь как странно иной раз получается: хорошие, казалось бы, законы, превращают наших граждан из людей «право имеющих» в «тварь дрожащую» (уж извините, опять классика, но люди, умеющие читать, да не осудят) перед буквой закона. А ведь, как выяснилось, эти «буквы», а значит, и их применение на практике, тоже не всегда совершенны. Депутат Государственной думы РФ Татьяна Москалькова и вовсе оценила систему российского правоприменения на три с минусом. 

Как быть? Законы, которые по их принятию буквально на завтра становятся несовершенными и требуют внесения поправки за поправкой, принимает Госдума. Так может, качественный состав законодателей сменить, сформировав его исключительно из юристов? Все же о конкретных мерах, пожалуй, можно будет говорить только после проведения Минюстом мониторинга правоприменения в РФ. Кстати, мы с вами, коллеги, тоже можем приложить руку к процессу модернизации отечественного законодательства. На форуме юристов «ЗАКОНИИ» есть место и для вашего мнения, о котором, возможно услышит от меня 3 декабря глава ведомства на заседании Общественного совета при Минюсте. Там же, кстати, и последняя президентская редакция законопроекта «О бесплатной юридической помощи».

Между прочим, форумчане «ЗАКОНИИ» тоже пытались на днях расширить пространственные границы общения коллег по юридическому сообществу от Москвы через всю Россию до Дюссельдорфа. И ведь удалось. Потому что без формализма и бюрократии. Еще хотелось бы порадоваться за любимый хоккейный клуб «Динамо», который в эти дни пробил кордоны глобальной сети, как и защиту противника на ледовом поле. И за сайт ФМС, который под началом VIP-блогера портала, замдиректора ФМС Михаила Тюркина также вошел в «великолепную пятерку» в рейтинге ресурсов федеральных ведомств страны.
Напоследок о курьезном. Борьба за неограниченную свободу иногда до комичного доходит. Боролся, к слову, господин Лимонов за право проведения митингов оппозиции на Триумфальной – власти дали добро. А московская милиция так изменила свое отношение к «народным законным бунтам», что на руках принесла лидера бунтарей к документально оговоренному месту. Да оказалось, перестаралась, чем нарушила границы лимоновского права ходить пешком... Однако мне бы тоже не хотелось пренебрегать границами вашего, коллеги, терпения, так что придется закругляться.

01.12.2010

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет