Правовые аспекты суррогатного материнства
Р.Щ. – Как называется тема нашего разговора, Рубен Валерьевич?
Р.М. – Юридические аспекты суррогатного материнства, как это ни странно звучит.
Р.Щ. – Никогда такая тема не звучала в нашем эфире. Почему вы пришли к такой теме, Рубен Валерьевич?
Р.М. – Было одно дело, я глубоко "копнул" в эту тему, очень удивился, сколько там интересного с точки зрения юриспруденции, сколько там юридических пробелов. Мнения моих коллег, которые этим делом занимались, очень отличались. Допустимо ли такое понятие как суррогатная мать? И почему? Насколько это этично? Это клубок противоречий и юридических проблем, которые до сих пор законодательно не разрешены.
Р.Щ. – Значит, мы с вами будем спорить, как обычно делаем в нашей передаче?
Р.М. – Почему бы и не поспорить, если не будут совпадать мнения. Если не будут совпадать, тогда кто-то из слушателей будет спорить с нами.
Р.Щ. – Тогда давайте поясним, что такое суррогатное материнство.
Р.М. – Суррогатное материнство, если говорить медицинским языком, а не юридическим, это технология репродукции человека, при которой женщина добровольно соглашается забеременеть, выносит и родить биологически чужого ей ребенка, который потом будет отдан на воспитание другим лицам – генетическим родителям. Они и будут считаться родителями данного ребенка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать. Не секрет, откуда это появилось, почему возникла необходимость законодательного урегулирования и вообще сама идея. По-моему, в 1978 году родился первый ребенок из пробирки, в 1986 году впервые родила суррогатная мать в США. Один из факторов – бесплодие, оно ведет к распаду семей. У нас в России, по некоторым данным, пятнадцать процентов супружеских пар детородного возраста в силу каких-то причин детей иметь не могут. Не надо забывать об одиноких бесплодных женщинах, которые очень хотели бы иметь ребенка, но не получается. Если исходить из того, что возможность иметь детей относится к одному из важнейших прав каждого человека, то такая возможность была закреплена в Семейном кодексе. Задача государства состояла в том, чтобы создать условия для реализации этого права – иметь собственного ребенка. Семейный кодекс на сегодняшний день допускает существование нескольких способов репродуктивной деятельности. В том числе и способ, когда эмбрион имплантируется в организм суррогатной матери. То есть берутся гаметы от отца и матери, оплодотворяются в пробирке и вживляется в организм женщины, которая никакого отношения к этой семье не имеет. Бывают такие случаи, когда сестра рожает за сестру. Тем не менее, закон допускает, что любая женщина вправе стать суррогатной матерью, в том числе и воспользоваться услугами суррогатной матери. Основная масса людей, которые будут прибегать к услугам суррогатных матерей, это бесплодные пары, которые потеряли всякую надежду на продолжение рода и семейное счастье. Нельзя исключать ситуации, учитывая, что Семейный кодекс разрешает, когда женщина может сама родить, но не хочет.
Р.Щ. – Не хочет девять месяцев токсикоза, тошноты, большого живота.
Р.М. – Разрывы, всякие неприятные вещи. Если она работает моделью, то тут вообще ей этого не надо. Получается, что Семейный кодекс такое допускает. Основная формула взаимодействия супружеской пары и женщины, которая выступает в роли суррогатной матери, такова: супруги желают иметь собственного ребенка, а суррогатная мать в момент дачи согласия на использования ее тела для имплантации не желает иметь собственного ребенка, соответственно нести затраты, связанные с его последующим развитием и воспитанием. В противном случае она бы не стала суррогатной матерью. На основании тридцать пятой стать основ законодательства России об охране здоровья граждан возможность использования услуг суррогатной матери предусмотрена не только для женщин, которые состоят в браке, но и для одиноких совершеннолетних женщин. Конечно, узаконивание суррогатного материнства в том виде, в котором оно сейчас представлено в Семейном кодексе, всех вопросов, которые возникают в практике, не снимает, а их на сегодняшний день столько возникает, притом не медицинских, что я, когда узнал, схватился за голову.
Р.Щ. – Рубен Валерьевич, разве живое существо может быть предметом сделки? У нас же не рабовладельческий строй.
Р.М. – Здесь же не идет речь о торговле человеком. Здесь же никто никого не продает, потому что как такового человека еще нет. С юридической точки зрения. Здесь не идет речь о продаже ребенка. Здесь идет речь предоставлении в аренду собственного тела, если так можно выразиться.
Р.Щ. – Как инкубатор.
Р.М. – Да. Этакий инкубатор, как это ни странно звучит.
Р.Щ. – Диковато.
Р.М. – Диковато, но развитие медицинских и генетических технологий подошло к тому, что это безопасно. Уже два миллиона детей рождены из пробирки, даже больше. Нет договора, как гражданско-правовой сделки. Нет договора "О суррогатном материнстве". Но Гражданский кодекс говорит о том, что разрешено заключать любые сделки, которые не противоречат закону, в том числе и предоставление подобного рода услуг. Здесь не идет речи о продаже ребенка. Здесь мама соглашается предоставить свое тело для того, чтобы пара, которая не может иметь детей, воспользовалась ее телом для того, чтобы вырастить их собственного ребенка. С этой точки зрения закон допускает возможность заключения такого договора. Заключается договор, семейная пара платит деньги, может сразу все…
Р.Щ. – Опасно.
Р.М. – Может половину сейчас, а половину после родов. Заботится о ней в период беременности, то есть оплачивает его. Они заинтересованы в этом, поэтому деньги вкладываются в эти девять месяцев. То есть, чтобы суррогатная мама кушала хорошо, не нервничала, получала медицинскую помощь. Соответственно, после рождения ребенка ей выплачивается какая-то сумма. Медицинские центры, которые занимаются искусственным оплодотворением, только осматривают суррогатную мать по своим определенным параметрам. Чтобы не было каких-то соматических заболеваний, возраст – от двадцати до тридцати пяти лет. По приказу Минздрава №67, который является нормативным правовым актом, у такой суррогатной матери должен быть свой ребенок.
Р.Щ. – Это так важно.
Р.М. – Я думаю, что это важно. Это обусловлено тем, что в Семейном кодексе, других документах, которые я перечислил, речь идет о том, что независимо от договора в нашей стране законодательно установлено, что суррогатная мать вправе принять решение, отдавать ли генетическим родителям рожденного ею ребенка или не отдавать.
Р.Щ. – На генном уровне это не ее ребенок.
Р.М. – На генном уровне не ее, но, учитывая, что девять месяцев она его вынашивала, помимо того, что она была инкубатором, существуют еще связи: жидкость одна, информационное поле одно. Женщина – это не аппарат с газированной водой. Когда мама с папой спорили, чей ребенок, больше –мамин или папин. Если бросить в аппарат с газированной водой монетку, вода, которая вытекает, она чья? Моя вода или автомата? В данном случае не совсем правильно так ставить вопрос. Женщина, вынашивающая ребенка, настолько информационно связана с ним, обмениваясь жидкостью, что можно и поспорить с утверждением, что ребенок к ней отношения не имеет.
Р.Щ. – Вы согласились со мной, что на генном уровне это ребенок не ее, а бесплодных родителей.
Р.М. – Да.
Р.Щ. – А гены превыше всего.
Р.М. – Может они и превыше всего на сегодняшний день. Абсолютная истина может существовать только на определенном этапе. Завтра мы скажем, что гены – это вообще ничего, а самое главное – это обмен информацией.
Р.Щ. – По закону суррогатная мать может не отдавать ребенка? Это парадокс.
Р.М. – Появляется огромное количество проблем, когда суррогатная мама, при обстоятельствах, что генетически ребенок не ее, изъявляет желание оставить его себе.
Р.Щ. – А в законе?
Р.М. – В законе? До тех пор, пока она не подпишет отказ от своих прав по поводу уже рожденного ребенка, этот ребенок ее. Она может передумать и не выполнить условия договора, заключенного до оплодотворения.
Р.Щ. – То есть рождается ребенок, и пока женщина не подпишет отказ, этот ребенок ее.
Р.М. – Совершенно верно. В течение одного месяца ребенок должен быть зарегистрирован. Если она не отказывается от своих прав, то генетические родители могут подать на нее в суд. Но практика говорит о том, что ребенка оставят ей.
Р.Щ. – Они же заключали договор, в котором было прописано, что она должна отдать ребенка.
Р.М. – Закон в данном случае не урегулирован. В Украине, например, все прописано. После рождения ребенка осуществляется стандартная процедура оформления акта гражданского состояния в отношении новорожденного ребенка. Появление его от суррогатной матери роли не играет. Еще до рождения ребенка она подписывает особое согласие, что она не возражает против записи родителями ребенка ее заказчиков. Согласие нотариально заверяется и является еще одной гарантией для генетических родителей. Такая же история в Казахстане. В качестве обязательных условий договора там условия оплаты, содержания. Расторжение этого договора по инициативе генетических родителей возможно только в случае намеренного нарушения суррогатной матерью режима вынашивания ребенка. Так получается, что у нас суррогатная мама может отказаться передавать ребенка, ничего не подпишет, и суд станет на ее сторону.
Р.Щ. – А тот, кто писал эту статью, не понимал, что возникнет масса проблем из-за этого?
Р.М. – Понимаете, статья новая. Думаю, что тот, кто писал эту статью, а писал ее не один человек, тоже понимал, что это надо узаконить, надо посмотреть, как будет работать практика, только после этого можно вносить изменения в закон, потому что закон – не догма, его тоже можно будет изменить. На сегодняшний день случаев, когда суррогатная мать отказывается от передачи ребенка родителям, не так много.
Р.Щ. – Но они есть?
Р.М. – Безусловно, в этой связи не лишним будет вспомнить о том, что в приказе Минздрава написано о том, что суррогатная мамой может стать женщина, у которой есть собственный ребенок. Потому что женщина, никогда не рожавшая, не знает, кто это такое, она понимает, что такое деньги. Думает, что сделает доброе дело, еще и денег подзаработает, карьеру себе сделает, а потом только своих будет рожать. Она совершенно не отдает себе отчет в том, что такое рожать вообще. Я, например, понятие не имею, потому что я мужчина.
Р.Щ. – Открою страшную тайну – я тоже.
Р.М. – Когда женщина вынашивает ребенка, происходят гормональные изменения, поэтому неизвестно, как они отразятся на ее психике. Когда подходит девятый месяц, то возникает мысль, что то, что она носит под сердцем, она должна будет отдать. Поэтому Минздрав закрепил, что только рожавшая женщина может стать суррогатной матерью.
Р.Щ. – Но это не ее ребенок!
Р.М. – Парадокс заключается в том, первой суррогатной матерью у нас в стране стала нерожавшая женщина. Я думаю, что в большинстве случаев, так и бывает, подделывают документы. Но из двух миллионов случаев рождения таким способом наверняка было много нарушений.
Р.Щ. – А во всех европейских странах есть закон о суррогатном материнстве?
Р.М. – Нет. У нас есть несколько статей в Семейном кодексе, есть многостраничный приказ Минздрава от 2003 года, он называется "О применении вспомогательных репродуктивный технологий в терапии мужского и женского бесплодия". Есть еще закон об актах гражданского состояния. Что касается других стран, то надо сказать, что мы здесь самые продвинутые. Есть такие законы в Грузии, Украине, Казахстане, ЮАР и некоторые штаты США. Например, в других странах – Голландии, Франции, Германии и скандинавских странах суррогатное материнство вообще запрещено.
Р.Щ. – Чем они это обосновывают?
Р.М. – Не могу сказать, потому что не знаток правовых норм и систем скандинавских стран, но, исходя из их географического расположения, смею предположить, что скорее всего это религиозные традиции, потому что ни одна религия не разрешает такую вещь, как суррогатное материнство. Если окунуться в историю, то еще в Ветхой Библии описывается случай, когда приглашали служанку Агарь для вынашивания ребенка Авраама, в то время, когда Сара была бесплодна. В Месопотамии древние законы говорили о том, что мужчине запрещается расторгать брак с бесплодной женщиной, если она дает ему вместо себя рабыню для зачатия и вынашивания ребенка. То есть идея суррогатного материнства существовала. Другое дело, что технологий таких не было, то есть получалось, что религия запрещала такое материнство, потому что оплодотворение происходило естественным путем. Таким образом, церковь оценивала это как прелюбодеяние. На сегодняшний день нет даже намека на прелюбодеяние в этой процедуре, потому что материал берется без полового контакта. Все вживляется хирургическим путем. Учитывая сильные религиозные традиции в европейских странах, можно сказать, что это является причиной. Причем, протестантство не против суррогатного материнства. Если говорить о латиноамериканских странах, то, например, в Индии и Китае прямого запрета на суррогатное материнство нет. Соответствующая законодательная база тоже отсутствует. Я думаю, что это хуже. Хуже, когда вообще ничего не регламентировано. И не запрещено, и не разрешено, непонятно, как они там все это делают. Хотелось бы спросить у радиослушателей, этично ли все это? Нужно ли запрещать? Кстати, в Германии разрешена проституция, а суррогатное материнство запрещено. Странно. Может, нам пойти по пути Старого Света.
Р.Щ. – Еще хотелось бы знать, имеет ли право суррогатная мать не отдать ребенка генным родителям.
Радиослушатель Анна – А в других странах, где суррогатное материнство разрешено, суррогатная мать имеет право не отдавать ребенка?
Р.М. – Я уже об этом говорил. Например, в Украине это просто формальность. Женщина подписывает согласие, что родившийся ребенок будет отдан генетическим родителям, еще до родов. Это у нас существует такая странность.
Р.Щ. – Почему закон встает на сторону суррогатной матери?
Р.М. – Этот вопрос требует законодательного разрешения. Отказ суррогатной матери отдать долгожданного ребенка – большая трагедия для супругов.
Р.Щ. – Конечно.
Р.М. – Это вполне может привести к распаду семьи. Поэтому вопрос о родительских правах супругов и суррогатной матери должен решаться по принципам, которые закреплены в семейном кодексе. То есть обеспечение приоритета прав и защита интересов ребенка. Если суррогатная мама не хотела рожать ребенка, но взялась это делать за деньги, то, исходя из прав ребенка, правильнее было бы его отдать тем людям, которые, прежде всего, изъявили желание его иметь и заботиться о нем. Раз они эту цель преследовали, используя суррогатное материнство, значит, ребенок будет находиться в надежных руках и его интересы будут максимально защищены. Поэтому матерью, как я считаю, надо считать ту женщину, на лечение который было направлено искусственное оплодотворение. Она не могла иметь ребенка, но она его хотела, соответственно она должна быть матерью.
Р.Щ. – Я тоже так думаю, но закон говорит о другом.
Радиослушатель Татьяна – Тот, кто побывал в шкуре женщины, которая хочет иметь ребенка, но не может забеременеть, будут приветствовать суррогатное материнство, тем более, если муж согласен на такой шаг, чтобы чужая женщина выносила его ребенка. Если по нашему законодательству суррогатная мать может не вернуть ребенка, то представьте себе муки той женщины, которая прошла семь кругов ада, у нее не получается забеременеть, она ждет. А в последний момент отказываются вернуть ее ребенка. Мне кажется, что это страшная драма. Я сама прошла курс лечения от бесплодия, сама знаю, сколько это нервов и переживаний. Я считаю, что надо законодательно отдавать ребенка той матери, которая его ждет.
Р.Щ. – У нас такие законы. Рубен Валерьевич, вам не кажется, что Бог не дает детей семье, чтобы они взяли брошенных детей, несчастных детей, которые уже существуют и просто ждут папу и маму.
Р.М. – Вы хотите сказать, что можно решить проблему супружеского бесплодия посредством усыновления чужих детей. Данная точка зрения имеет место быть. Противники суррогатного материнства ее высказывают. Потому что и так полно брошенных детей, пожалуйста, усыновляйте. Но эта точка зрения нарушает приоритетное право родителей иметь собственных детей. Это, по сути, является навязыванием бездетным супругам ответственность за ребенка, брошенного кем-то. Если это будет возможно, то у нас появится большее количество мамаш, которые от своих детей будут отказываться. Потому что они будут знать, что есть много бездетных супружеских пар, которые по закону не могут воспользоваться суррогатным материнством, которые вынуждены усыновлять ребенка, почему бы не моего. Кукушек появиться еще больше, мы, таким образом, проблему не решим.
Радиослушатель Наталья – Я считаю, что суррогатная мать обязательно должна иметь ребенка, потому что вы, как мужчины, не рассмотрели еще такой вопрос. Если девушка рожает впервые, а это настолько сложный и тяжелый процесс, что это может ее потом отвадить иметь собственных детей. Иногда бывают травмы, которые потом не позволят ей иметь собственного ребенка. Я знаю, что это договорено, но это часто нарушается.
Р.М. – Это можно расценивать как преступление. В приказе специально оговорено, что женщина должна иметь ребенка, то есть хотя бы понимать, что она делает, под чем она подписывается.
Радиослушатель Наталья – Я хочу сказать, что одно дело иметь своего родного генетически ребенка, который несет генетический материал твоих предков, а другое дело – усыновленный ребенок, в котором неизвестная наследственность может проявиться через много лет.
Р.Щ. – Наталья, а если суррогатная мать оставляет ребенка себе, закон стоит на ее стороне, то вы одобряете это?
Радиослушатель Наталья – Если она имеет ребенка, все было по закону, то она должна его вернуть.
Радиослушатель Светлана Геннадьевна – Вам не кажется странным, что женщины отвечают, а мужчины спрашивают? У меня двое детей, обоих я долго ждала, их рождение было непросто. Я вам хочу сказать, что если женщина выносила и родила, то рождается такая связь, что отдать ребенка – просто преступление. Женщина обязательно задумается, заболеет, обязательно что-то с ней случится.
Р.Щ. – У нее уже есть ребенок, понимаете?
Радиослушатель Светлана Геннадьевна – А какое это имеет значение? Этот ребенок уже ее.
Р.Щ. – Извините, она согласилась взять деньги, она получила хорошее медицинское обследование, кормили хорошими продуктами, а потом она, глядя в глаза этим людям, скажет нет. Это люди, которые бесплодны. Брак этих людей потом может распасться.
Радиослушатель Светлана Геннадьевна – Вы не правы, вы мужчина, вы не понимаете, что значит ребенок у тебя в животе девять месяцев, ты с ним разговариваешь. Это совершенно разные вещи. Возможно, такой поступок трудно предугадать, что ты почувствуешь в течение этих девяти месяцев. Когда прерывается связь с ребенком, возникает ощущение, что ты его выкидываешь. Я считаю, что это большее преступление, чем взять чужие деньги.
Р.М. – Вот видите, поэтому в законе и указано приоритетное право суррогатной матери. Если она родила и все-таки решила отдать, то это ее воля, а если решила не отдавать, то тоже самое. Видимо, эта статья отражает такое же мнение, как у Светланы.
Р.Щ. – Я с этим не согласен.
Р.М. – Мы не женщины, мы не знаем, что они чувствуют.
Радиослушатель Вера Александровна – Вы несколько раз повторили, что родители бесплодны.
Р.М. – Здесь понимается, что женщина не может родить. У нее есть яйцеклетки, у него есть сперматозоиды. Просто это берется у них, оплодотворяется в пробирке, а потом вживляется в организм, который может выносить и родить.
Р.Щ. – Вера Александровна, вы за то, чтобы суррогатная мать могла оставить себе ребенка?
Радиослушатель Вера Александровна – Я против всего, что противоестественно. Она может просто захотеть иметь ребенка, будет просто кощунством ей отказать. Я сама мать и бабушка, я знаю, что такое дети. Надо все так продумать, чтобы не ущемлялись права этой суррогатной матери.
Р.Щ. – Какая-то странная статья.
Р.М. – Видите, мнения разделились, законодатель тоже исходил из того, что та женщина, которая выносила ребенка, тоже имеет на него права. Ей дается возможность еще раз подумать и все взвесить. Другой вопрос, что тоже можно понять генетических родителей, которые пошли на этот шаг. Женщина, которая отдала свою яйцеклетку, ждет этого ребенка, она тоже чувствует, как он растет. Вы слышали такие истории, что некоторые мужчины толстеют вовремя беременности жены. Мать чувствует ребенка на расстоянии. У меня даже в жизни были примеры, когда я просто удивлялся, как мать чувствовала, что у меня что-то происходит. Нас связывают нити, мы просто в этом еще не разобрались. Кто-то верит в это, а кто-то нет, но информация передается не только по тем каналам, к которым мы привыкли. То, что чувствует женщина, которая девять месяцев вынашивала своего ребенка под сердцем, объяснимо с точки зрения физиологии. Просто происходят гормональные изменения. Закон стоит на ее стороне. Но генетические родители тоже не должны страдать. Некоторые предлагают закрепить в договоре штрафные санкции. Этим можно и злоупотреблять. Молодая мама пользуется своим правом оставить себе ребенка и говорит, что десяти тысяч мало, давайте сто тысяч, а то оставлю себе ребенка. Но такие санкции большого морального удовлетворения не принесут.
Р.Щ. – Давайте будем защищать суррогатную мать. Она отказалась от ребенка, которого носила девять месяцев. Она хочет с ним встречаться, а генные родители не позволяют. Такое бывает?
Р.М. – Не то, что бывает, это законно и обоснованно. Генетические родители чаще против, чем за то, чтобы выносившая мать встречалась с ребенком. Если они захотят, то это их право. Так как они являются родителями юридически, то они вправе кому угодно запретить общаться со своим ребенком.
20.04.2009
Комментарии