Тестирование "первоклашек", школьные поборы и ЕГЭ: правовая сторона вопроса

Р.Щ. – Тема сегодня – "Право на образование". Когда я был маленький, то очень не любил Первое сентября.

Р.М. – Думаю, что среди детей очень мало тех, кто этот день любит. Да и родители не в восторге. Мы так все торжественно обставляем, линейки, цветы, первоклашки, слезы умиления и радости с одной стороны, а для ребенка это некий стресс. Они еще мало, что понимают, когда идут в школу и собираются учиться на пятерки.

Р.Щ. – А потом все и приходит.

Р.М. – У меня дочка первые три года ходила в школу с удовольствием, даже поднимала всех с утра, а потом все меньше и меньше изъявляла желание. Наверное, как и у всех.

Р.Щ. – Нормальный ребенок у вас. Какие могут быть фобии у мам, дедушек и бабушек, которые отправили ребенка в первый класс? Наверное, что будут незаконные поборы. Такое возможно?

Р.М. – Безусловно. Странно, но в редакцию приходит мало писем с этими страхами. В основном пишут про собственность, про незаконное привлечение к уголовной ответственности и так далее. Обо всем, что связано с лишением имущественных благ. По поводу детей не очень много, либо все так само решается, либо просто плюнули, потому что везде так. В основном все родители не то, чтобы бояться поборов, но все–таки неприятно.

Р.Щ. – Это неизбежно.

Р.М. – Точно знаю, что подобного рода пожертвования собираются и в благоприятных странах, даже в частных школах. В Великобритании хоть и школа частная, хоть родители платят неимоверные деньги за обучение своего чада, существует при школе какой–нибудь родительский комитет, какая–нибудь общественная организация, которая родителям выставляет счет.

Р.Щ. – Это же добровольно.

Р.М. – Да, здесь нет ничего принудительного, никто не отчислит ребенка за то, что родитель не сдаст, просто будут косо смотреть, пальцем показывать.

Р.Щ. – Двойки ставить.

Р.М. – Найдут способ на родителя воздействовать. Там тоже обращение к родителям в корректной форме, что у нас был сбор по 30 фунтов, а теперь по 35 фунтов, мы так решили, но напоминаем вам, что это все делается добровольно. Добровольно–принудительный порядок. Есть такса, хотя добровольность подразумевает то, что, сколько сможешь, столько и сдашь.

Р.Щ. – А это тариф какой–то. То есть вы подразумеваете, что раз такое в Англии, то давайте на эти поборы махнем рукой? Я вас правильно понимаю?

Р.М. – Нет, я бы с удовольствием сделал бы так, чтобы мы на это рукой не махали. К сожалению, система устроена так, что денег никогда не хватает, и хватать не будет. Другое дело, когда мы говорим о волнениях, которые обуревают наших родителей Первого сентября. Из своего опыта я помню, когда кого–то из преподавателей в нашей или соседней школе наказали за то, что собирают деньги. Они решили, что больше ничего собирать не будут. Учитывая, что нет возможности убирать классы, территорию, ремонтировать их, нет для этого никаких финансовых средств, а родители жалуются, что с них собирают деньги. Тогда школа предлагает организовать родительский комитет, чтобы решили, кто и когда приходит с тряпкой. Тут уже большинство родителей, не единицы, действительно ругались, и я в том числе. Мне проще деньги дать, чем приходить с тряпкой убирать. Поэтому я бы не стал называть это поборами, добровольное пожертвование – это слово правильнее. Поборы – это один из страхов, которые преследуют родителей еще до того, как ребенок поступил в школу. У меня лично был такой случай.

Р.Щ. – Ребенок якобы не проходит собеседование.

Р.М. – Это такая история. Очень многие родители этого опасаются, хотят устроить ребенка в приличную школу, чтобы дети на переменах не курили, чтобы формочка была, чтобы были хороши преподаватели, изучался обязательно какой–то язык. Школа имеет право устанавливать определенные правила, тестирования в соответствии с уставом данного образовательного учреждения, проводят какие–то собеседования, психологические тестики, чтобы определить подходит ли ребенок, в какой класс его определить. Это нормальное явление. Родители очень боятся, что ребенок не поступит, но это же не вступительные экзамены. Когда я десять лет назад отдавал дочку в школу, она проходила это тестирование. Две элитные школы были рядом, только одна была с английским уклоном, а другая просто элитная. В той, где был английский уклон, ребенок не прошел собеседование. Внимательно рассмотрели анкетные данные, увидели, какая у меня профессия, отвели меня в стороночку и сказали: давайте 700 долларов. А я спросил, на что это? Мне говорят, на нужды школы. А как они привязали эти две вещи? Что ребенок не прошел собеседование? Стали оправдываться, что я должен все понимать. Как раз этого я и не понимаю. Я просто отвел ребенка в другую школу, такой поступок совершает большинство родителей, хотя, если обратиться к закону об образовании, то они не имеют права по окончанию собеседования не принять ребенка. В законе написано, что правила к приему граждан в образовательное учреждение определяется учредителем школы в данном случае и закрепляются в уставе, но эти правила на ступени начального, общего или среднего общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеет право на получение образования соответствующего уровня. Можно, конечно написать жалобу в прокуратуру, там все решат. Можете обратиться в суд и обязать, если далеко зайдет, вернуть деньги.

Р.Щ. – Смысл какой?

Р.М. – Потом может оказаться, что ребенок с первого класса будет сломан. Взрослые дяди и тети, сколь скоро они там присутствуют, то там все не очень здорово. А раз не очень здорово, то потом не стоит удивляться, что к ребенку начнут необоснованно придираться. Система нашего образования так устроена, к сожалению, что ребенок и так находиться в постоянном стрессе. Уроков столько задают, что просто дурно делать.

Р.Щ. – Это третья боязнь родителей, неоправданно высокая нагрузка. Я сужу по своей младшей дочке, которая приходит домой в страхе, что она что–то не успеет сделать из–за огромного материала.

Р.М. – Да. У меня тоже было детство, я все успевал. И играть на гитаре, даже выступал в ансамбле одно время, ходил на борьбу, еще куда–то. Успевал погулять.

Р.Щ. – И девочек за косички дергали.

Р.М. – Девочек в школе дергали, а так.

Р.Щ. – Время есть.

Р.М. – Да. Хотя и задавали эти уроки, я их быстро делал. Где–то час времени на них тратил. Такой нагрузки, как сейчас, такой нервотрепки, такого объема не было. Я лично хотел очень сильно, чтобы ребенок занимался живописью, потому что к этому были способности, но дорога к художественной школе, куда я ее возил, занимала 1,5 часа. И если этим заниматься, то совершенно точно на уроки времени не хватит. Это значит, что она завтра придет в школу и получит кучу двоек, причем оценивать будут по тому, сделано ли домашнее задание. А домашние задания сложные. Кстати, критикуем или удивляемся, что очень многие обращаются на западную систему обучения. Непосредственно занимался этим вопросом. Дело даже не в том, что это престижно, некоторые не выдерживают той системы образования, вне зависимости от престижности. Чадо возвращается сюда. Дело в том, что система обучения устроена таким образом, что развивает ребенке индивидуальные качества. Там не дается каких–то особых приоритетов, что все должны быть Лобачевскими. Та система основана на тех же баллах, что и у нас, только у нас система двухбалльная.

Р.Щ. – Почему?

Р.М. – Единицу практически никогда не ставят, двойка – оценка, которую чаще всего пересдают, это редкое явление. Остаются тройка, четверка и пятерка. Пятерку не ставят, потому что некоторые преподаватели не ставят пятерки, потому что потом придется отвечать за это. Остаются три и четыре. Проще всего поставить четыре, потому что и не пятерка, но и не тройка. В Англии система выставления оценок многоярусная. A, B, C, D. При этом С – это не тройка, это проходной балл, то есть человек получил среднее образование.

Р.Щ. – То есть человек знает курс. Не очень хорошо, но знает.

Р.М. – Хорошо – не хорошо, у них не так. У них профильное обучение. То есть ребенок к какому–то возрасту уже выбирает, что будет сдавать, углубленно изучает эти предметы. История, живопись, искусство, а математику он не учит, потому что в жизни не пригодится или нет способностей. Достаточно будет оценки С, то есть это достаточный уровень, который позволяет ему быть полноправным членом общества, но он не собирается быть Лобачевским. А по профильным предметам он старается получить высокие оценки, но там и курс будет по–другому выглядеть. Есть группы сильнее, слабее. При этом оценки эти еще делятся на несколько составляющих. То есть существуют еще плюсы и минусы, то есть может быть высший балл А с одним или двумя плюсами. Одна система за знания, а другая – за усердие. Ребенку дают возможность назначить себе оценку, которую в будущем хочет получить. Он ставит себе цель получить именно такую оценку. Самое главное, что там не задают уроков.

Р.Щ. – То есть домашнего задания нет?

Р.М. – Есть домашнее задание на неделю, то есть на неделю дается по темам домашнее задание, которое надо сделать. В конце недели он защищает свою работу, как курсовую. А такого, что тебе задали и по физике, и по математике, и по геометрии, и все надо успеть сделать.

Р.Щ. – И все это надо успеть сделать, а завтра встать с головной болью.

Р.М. – А там следят за тем, чтобы ребенок сидел над работой два часа, а потом личное время. Они еще должны заниматься спортом. Образование образованием, но ты еще должен быть развит физически. Самое главное – чувство психологического комфорта для того, чтобы раскрылась личность ребенка. В этом отличия обучения. Тот, кто эту систему понимает. Есть люди, которым удобно так, то есть выучил – получил оценку. А там надо проявлять творческие способности, некоторых это напрягает. Поэтому некоторые вне зависимости от престижности считают, что наша школа лучше, даже если тяжело. У нас задали по астрономии про солнечную систему, вышел – рассказал, такая–то планета, такая–то масса, попробуй, запомни. Там класс ведут либо в музей, либо в планетарий, там есть макеты этих планет, причем расстояние между ними пропорционально расстоянию в натуре, размеры планет – тоже. Дети ходят, смотрят, визуально запоминают. А потом им дают задание не выйти к доске и рассказать, что он там запомнил, а задание творческое, например "все на Земле погибло, не хватает источников жизни, мы научились осваивать планеты солнечной системы, исходя из параметров и характеристик этих планет, что бы вы сделали с этими планетами?". Вот начинает народ напрягаться. Меркурий, там днем сто градусов температура, а ночью минус сто температура. Кто–то из него свалку сделает мусорную, а кто–то под свалку использует Венеру, потому что она из соляной и серной кислоты состоит. Хочешь – не хочешь, а запомнишь на всю жизнь.

Р.Щ. – Вы хотите, чтобы приходили к вам в журнал письма.

Р.М. – Просто, чтобы народ поделился своими опасениями, чтобы мы их проанализировали, чего больше всего люди опасаются в нашей системе образования. Очень интересует отношение к изменениям в законодательстве, связных с ЕГЭ. Как к этому относятся, правильно ли это, не правильно ли это. Потому что 25 процентов учеников завалили математику. Как к этому относится население. Одобряет? Ну, и конкретные случаи, по которым мы можем помочь.

Р.Щ. – Здравствуйте, Лидия Ивановна.

Радиослушатель Лидия Ивановна – Добрый день. Я слышала, что когда СССР послал своего первого космонавта в космос, американцы напряглись по поводу того, что у них не такая система образования, приехали к нам и очень многому научились. Пытались перенять у нас систему образования. Я помню, когда я получала свой аттестат зрелости, для меня это было очень весомо. У нас была совершенно простая средняя школа, но у нас были такие педагоги, которые позволили 30–ти человекам из 34–х поступить в вузы. То есть образование зависит от учителя, от того, как государство к нему относится, прежде всего, в России надо поднимать уровень педагогов. Чтобы в педагогический вуз шел человек, который любит детей и может дать им свои знания. У меня вопрос по поводу 9–ых классов. Они тоже будут переходить на ЕГЭ, и когда они будут переходить на ЕГЭ?

Р.Щ. – По поводу подготовки педагогов. Такие опасения есть.

Р.М. – Что касается перехода к ЕГЭ, родители совершенно точно узнают, когда и что нужно будет сдавать, до декабря этого года. Переход на ЕГЭ начался как эксперимент с 2001 года, изменения в закон были приняты, в 2006 Дума утвердила, в 2007 подписан был документ, что переходный период должен быть завершен до 2009 года. Скоро ЕГЭ станет обязательным. Недавно, выступая перед журналистами, глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Любовь Глебова, рассказала, что до начала декабря будут приняты 12 правовых актов, которые обеспечат введение ЕГЭ в штатный режим. Так что, как сдавать ЕГЭ, школьники узнают в декабре. А до этого продолжится дискуссия в экспертном бюро о том, в каком формате и когда проводить эти экзамены. Сейчас уже будут вестись обсуждения в Государственной Думе и Общественной палате. Огромный кусок жизни школьников зависит от педагогов.

Р.Щ. – Есть такие педагоги, которые не любят детей.

Р.М. – Да, это так. Я на своем примере могу вспомнить, что когда я учился в школе, мне нравилась химия, но у меня всегда были тройки и четверки, в итоге вышла четыре с натяжкой после восьмого класса в аттестат. У меня было всего две четверки, одна из которых была по химии. Я поступил в Суворовское училище, а там был прекрасный преподаватель, майор Иванов, он настолько интересно рассказывал, столько у него было подготовлено на каждое занятие. Он включал электрический привод, шторы задвигал, работал проектор, проводились опыты и прочее. Настолько было интересно, понятно, что у меня по химии потом были сплошные пятерки, даже когда был Государственный экзамен по химии, я к нему не готовился, я готовился к физике. Он меня еще спрашивал, почему не готовлюсь к химии, а просто я все знал. Я действительно все знал, а все потому, что преподаватель так рассказывал. Что касается качества преподавания, то существует так называемый Болонский процесс на сегодняшний день. Это от слова "болония". В Италии болонская декларация была принята в 1999 году. В этой декларации были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, гармонизации разных образовательных систем во всей Европе. То есть для обеспечения этой гармонизации системы, эти системы должны быть прозрачными, максимально сравнимыми, поэтому их у нас сейчас пытаются копировать. Введение ЕГЭ – это не что иное, как вливание, адаптация нашего образовательного процесса в общеевропейские, чтобы он стал прозрачен и понятен. В данном случае, мне кажется, это не совсем здорово, потому что когда американцы приезжали к нам, они приезжали брать не систему, а искать что–то новое, чего у них не было.

Р.Щ. – Как кальку перенести.

Р.М. – Копировать нам у англичан или американцев, а им у нас не имеет никакого смысла, потому что это неправильно, исходя их национальных особенностей и традиций в том числе.

Радиослушатель Ольга – У меня трое детей, в прошлом году одна окончила школу, поступила, уже перешла на второй курс. У меня основное беспокойство вызывает то, что в школе работают люди психологически неустойчивые, социально неуспешные. Они приходят в школу для того, чтобы самоутвердиться, им важно доминировать, для этого им надо выискивать в детях какие–то недостатки. Есть единичные школы, в которых работают творческие люди, их сложно найти. Очень много усилий надо приложить, чтобы найти такую творческую школу. Это большая проблема. Я думаю, что надо учителей проверять на психологическую устойчивость, насколько они сами из себя представляют личность и лидеров. Могут ли они воспитывать детей, не просто предмет рассказывать, а работать с детьми, чтобы они выросли индивидуальными личностями.

Р.Щ. – Что вы думаете?

Р.М. – Второй звонок о том же. Мы можем отметить, что два человека из двух больше всего волнуются по поводу преподавателей. По поводу их качества, как преподавателей, и по поводу их психологической устойчивости, возможности дать ребенку нормальное воспитание и развитие. И то, что их надо проверять. На самом деле, по закону считается родитель – первый педагог. А раз родителя являются первыми педагогами, то, выполняя эту конституционную обязанность по воспитанию детей, родителям надо не просто заниматься добычей денег и кормить и одевать ребенка, надо еще и книги читать, чтобы понимать психологически приемы, чтобы общаться с ребенком, как вводить его в коллектив. Подготовит ребенка к школе – это обязанность родителей, чтобы он был адаптирован.

Р.Щ. – Чтобы он был адекватен.

Р.М. – Зачастую получается, пусть на меня Ольга не обижается, что мы неоднократно встречались с людьми, которые сами по себе неадекватны. Они никогда не бывают довольны преподавателями. Всем кажется, что преподаватели все такие плохие и сякие. Плохо относятся к их ребенку. Разговариваешь с другими родителями по поводу этого ребенка, что их дети приходят домой и рассказывают про этого конкретного мальчика. Мы сами иногда виноваты в том, что что–то сами не понимаем, даже когда на преподаватели объясняют недостатки в поведении ребенка, то мы ничего не находим, никаких аргументов, кроме того, что он педагог и должен это делать сам. Нет результата, ребенок такой, а вы только жалуетесь. С учителем надо разговаривать аргументировано. Для того чтобы так разговаривать, надо иметь знания азов этой педагогики. Нельзя просто выслушивать учителя.

Р.Щ. – А потом говорить, что раз ты за это деньги получаешь, то делай из двоечника отличника.

Р.М. – Личность воспитывается и школой, и родителями, поэтому они должны разговаривать на языке, который понятен ребенку.

Радиослушатель Людмила Александровна – Я слышала, что результаты ЕГЭ действительны два года. Каким же образом молодые люди, которые первый год не попадают в институт, потом уходят в армию, возвращаются, им что потом опять сдавать надо? Наши аттестаты были действительны всю жизнь.

Р.М. – В данном случае, в законе действительно так написано, что воспользоваться результатами ЕГЭ можно в течение двух лет. Что касается армии. По закону служба в армии не препятствует воспользоваться результатами ЕГЭ, их можно еще использовать целый год после демобилизации. Это те результаты экзаменов, которые человек сдал в течение года до призыва в армию. Фактически закон говорит о том, что пошел в армию, а год службы в армии не считается. Можно использовать эти результаты экзамена и в будущем. В законе еще указано о том, что каждый в праве сдать ЕГЭ еще раз.

Р.Щ. – Так скажите как юрист. ЕГЭ нарушает право на образование? Где–то написано, что нарушает, а где–то, что нет.

Р.М. – По закону, учитывая, что он принят, называть это нарушением права нельзя, потому что это все–таки реализация права на образование. Хотя бывает так, что закон придумали для того, чтобы обеспечить те требования к содержанию образования. Дело в том, что содержание образования является фактором социального прогресса общества. Надо ориентироваться на две вещи. Первое – обеспечение и определение личности, создание условий для ее реализации, а второе – выполнение общественной функции, то есть развивать общество и общественный прогресс. Вот и все. Это то, для чего все делается. Что касается ЕГЭ, то цель благая заложена, для того, чтобы по результатам экзаменов этот самый ЕГЭ являлся итоговой аттестацией обучающихся, которые освоили программу. Если говорить о тех людях, которые занимаются самостоятельно, то для них это удобно.

Р.Щ. – Но таких немного.

Р.М. – А что касается всех остальных, мне кажется, что форма ЕГЭ приемлема для такого предмета как математика, там не надо очень много разговаривать, надо просто знать. Результаты удовлетворят общественные потребности. Я не думаю, что гуманитарию здесь будет легче.

Р.Щ. – Юристу математика вообще нужна?

Р.М. – Я по первому образованию инженер по эксплуатации колес акустических машин. И высшую математику сдавал и все остальное. Честно, ничего не помню, ни одной функции не решу. Никогда большого удовольствия занятия математикой мне не доставляли, если я пропускал занятия, какие–то темы, самому мне их было освоить совершенно нереально. В отличие от других предметов, как история, обществоведение. Это я сам мог прочесть книгу и все усвоить без проблем. Хотя тем, у кого технический склад ума, им легче. Они и по книгу все поймут, а мне нет. Поэтому я думаю, что это необходимо сдавать в виде ЕГЭ, но не в 11 классе. Мне кажется, что в последних классах школы надо все изучать профильно. Если человек выбрал профессию юриста, либо историка, ему по математике надо получить минимум знаний. Здесь тестовая система нормальна. Математику лучше сдавать в девятом классе.

Р.Щ. – ЕГЭ же убирает коррупционную составляющую. Не дашь взятку, чтобы Иванову поставили пятерку. Это большой плюс.

Р.М. – Профессионалы, те, кто этим занимается, не думают, что коррупционная составляющая тут пропадает. Детей начинают натаскивать на ответы по результатам тестирования. Самая большая неприятность заключается в том, что кого–то вытаскивают, итоговая аттестация – это риск. То есть человек мог учиться 11 лет на отлично. Если бы он сдавал просто экзамен, то преподаватель мог бы ему помочь, потому что знает, что его знания за 11 лет, его усердие соответствуют другому уровню. Здесь можно как в лотерее не попасть.

Радиослушатель Лидия Ивановна – Я сама работаю в школе. Хочу сказать, что сейчас учитель посажен в такие рамки, что он не имеет права поставить ту самую буковку С. Вернее он ставит и Кате и Маше, И саше и Наташе, но они разного уровня. Понимаете, нет неуспешных детей. Но возможности у детей разного уровня, разные способности. Почему бы нам сейчас не поработать над той системой, чтобы с той же буковкой ребенка можно было перевести в следующий класс, что делается на Западе. Нас заставляют ставить тройку Пете, который работает, не покладая рук, а Сережа знает, что ему все равно поставят три.

20.04.2009

Радио "Говорит Москва"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет