Новости недели с Рубеном Маркарьяном
До чего ж наш человек все-таки жаловаться любит. Тут ограничили кого-то в чем-то, там опять что-то запретили, и это-де – очередной признак усиливающегося ущемления гражданских прав. В повседневном контексте позитивное замечать нынче как бы не принято. А зря: жизнь-то светлее становится.
Вообще же видеть хорошее – это уметь надо. И кому повезло, тот на минувшей неделе этой своей способности порадовался. В меру возможности. Остальному же большинству скажу лишь о том, что удалось заметить самому. Если оставить в сторонке вернувшееся в Ливию законное многоженство и признание Верховным судом Бразилии однополых браков, в своем отечестве «удивительное рядом» тоже случалось.
Власти Москвы дали добро на проведение шествия националистов 4 ноября. Квалификационная коллегия судей Московской области разрешила предъявить обвинения судье Щелковского городского суда, который стал виновником гибели людей в ДТП в Ульяновске. Было раньше такое? То-то.
В Госдуме рассматривают законопроект, разрешающий сдавать работников в аренду, хотя там же уже лежит второй – о полном запрете аутстаффинга в России. А одна уфимская девушка и вовсе получила отмашку президента на проверку огурцов с его стола. Теперь точно продвинемся в разработках производства экологически чистых продуктов. Столько всего нам вдруг понаразрешали… Журналистам (мыслимо ли) мигнул зеленый свет на беспрепятственный доступ в тюрьмы... И почти никто не заметил. А вы говорите.
По определению смысл любого разрешения близок к обусловленной законом «возможности делать, совершать что-либо, пользоваться чем-либо». То же самое, прочем, возможно и в обход закона. И, что просто невообразимо, - не кем-нибудь, а… нотариусом. Который взял да и подделал сотни квартирных завещаний. Самый честный (по учебнику) представитель юридического сообщества – мошенник? Что после этого удивляться, что региональные участковые разрешают себе закрывать глаза на нормы права. Тут как раз ничего небывалого: ну уморили гражданина в бане. А могли и в другом месте... Но что, интересно, писали бы эти участковые в справке о мерах пресечения? Что руководствовались субъективным мнением?
Ведь носит же, по мнению Минэкономразвития РФ, субъективный характер установление конкретной суммы в 1 миллион для приобретения автомобилей чиновникам. На деле и впрямь срок эксплуатации дорогих автомобилей дольше, а это, понятно, значительно экономит бюджетные средства. Ну не обязаны чины ездить на дешевых машинах. И не собираются. Это лишь немецкому пилоту российской команды «Маруся-Верджин» Тимо Глоку разрешено было стартовать в гонке 17-го этапа чемпионата « Формулы-» в Индии, несмотря на субботние неполадки с коробкой передач. У чинов с любыми коробками – автомобильными, из-под ксерокса, черепными и тд. – все всегда должно быть ОК. Объективность тезиса, очевидно, позволила ведомству разрешить-таки чиновникам покупать дорогие автомобили за счет бюджета, как будто он и без того не теряет ежегодно по триллиону. Об этом напомнил в интервью «ЗАКОНИИ» глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, говоря о разрешении правительства похоронить наконец скандальный ФЗ-94 о госзакупках.
Еще об одном «основании для совершения какого-либо действия» (читай разрешении). Минтранс РФ поддерживает ходатайство главы Республики Коми и Полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе о награждении Сергея Сотникова государственной наградой «за добросовестное исполнение обязанностей по контролю за эксплуатационным содержанием вертолетной площадки «Ижма»…». Не то чтобы ведомство само попросило наградить человека заслуженно. Но не возражает. То есть - почти разрешает. Жаль, письмо с радостным известием «ЗАКОНИЯ» получила с задержкой практически в месяц. Ну, почта у нас и не такое себе позволяет. И пока ей это почему-то разрешается. А нам, гражданам, разрешено на почтовиков жаловаться. Вот если бы это еще что-то меняло...
Если уж говорить о переменах, они скоро могут коснуться важного элемента следственной системы – института понятых. Почему россияне неохотно становятся понятыми? Почему полисмену, скажем, в Британии, разве что в кошмарном сне приснится, как он настоятельно «разрешает соседям посмотреть на труп»? Отмена или профессиональное обучение понятых поможет следствию в условиях его технической модернизации – об этом в прямом эфире высказывались участники радиопроекта «ЗАКОНИИ» на 92.0FM.
VIP-блогеры портала при обсуждении темы разошлись во мнениях до полярности. «И человек, и техника - не панацея от фальсификаций», – уверен ректор МГЮА Виктор Блажеев, отмечая, что институт понятых как раньше, так и сейчас является весьма «условным». Разве может он быть независимым?
Президент Московской Областной нотариальной палаты Станислав Смирнов поддержал тезис президента о том, что сложившийся в России институт понятых – рудимент, мешающий эффективности следственных процедур. Сдерживающим фактором беспредела правоохранительных органов, которые используют незаконные методы при проведении следственных действий, назвал понятых глава Адвокатской палаты Московской области Алексей Галоганов. И предложил разрешить избирать понятых по аналогии с народными заседателями – через компьютеры. С коллегой согласен председатель Экспертного совета ВАК России Игорь Мацкевич, который видит в присутствии понятых гарантию честности полицейских протоколов, а отнюдь не тормозящую деталь следственного организма. А как по-вашему: будут ли жаловаться потенциальные понятые, если им не разрешат глазеть на меловую обводку контуров человека на асфальте? Кому-то она потом доолго может сниться…
Разрешить нельзя запретить – это сочетание без правил орфографии бьется в головах, наверное, со времен римского права. Но стоит помнить, что закон не всегда, как бы нам подчас ни казалось в пасмурной реальности, обусловливает именно запрет. Конституция еще никуда не делась.
Однако… Женская теннисная ассоциация (WTA) хочет запретить спортсменкам кричать на корте – на второй половине площадки не слышно удара по мячу. Почему бы лучше не разрешить соперницам Марии Шараповой и Виктории Азаренко не слушать крики? А как вам такое: узнал на днях, что Британская вещательная корпорация ВВС проводит тренинг для своих сотрудников по правилам эфира в случае кончины королевы Елизаветы II. Записываются тренировочные ролики, где ведущий объявляет о смерти главы государства, затем на экран выводится потрет, звучит государственный гимн. ВВС подвергается резкой критике, а 85-летняя Queen Elizabeth Alexandra Mary Windsor, которой история разрешила отмечать день рождения два разу в году, помнится, уже за три недели до коронации в 1953 году практически не снимала корону, чтобы не подкачать на церемонии. Тренировалась, правильно. Хотя символ монаршией власти, украшенный 275 драгоценными камнями, тянул килограмма на три. Тогда же Королева дала разрешение на трансляцию церемонии по телевидению: «Люди должны видеть меня, чтобы верить мне». Говорят, в тот день лондонская полиция зафиксировала рекордно низкий уровень карманных краж, хотя улицы были полны народа.
Так может, долгожданный рецепт порядка и в нашей, российской правовой сфере - так же не ожидание из ее недр чуда, а вера граждан в саму систему. Которую ей перед гражданами, конечно, нужно еще суметь оправдать. И уж точно не смехотворными «разрешениями».
03.11.2011
Комментарии