Новости недели с Рубеном Маркарьяном
Стойкое ощущение, что так называемая предвыборная тишина в этот раз была объявлена не в канун открытия избирательных участков под занавес недели, а еще в самом ее начале. Помнится, несколько лет назад агиткампании участников гонки были поскандальнее и позубастее. А тут как-то… ни тебе плевка или сока в лицо, ни кулака в челюсть оппонента. Ну, правда, тогда и народ после вовремя вброшенной премьеры не гадал с упоением, кто же сыграл Высоцкого: Владимир Вдовиченков или Сергей Безруков.
Те из моих друзей, кто любит Высоцкого, сошлись во мнении, что образ советского барда не раскрыт, ибо Высоцкий – это не только наркоман, выступающий во время «ломки» на «левом» концерте ради денег. Высоцкий – это эпоха, это «нерв» и «пульс» поколения, а не двухчасовой ролик, где зрителю приходится гадать: кто ж там под маской певца. Вообще такого ажиотажа вокруг весьма среднего отечественного фильма не было давно. Как и отсутствия на моей памяти ажиотажа перед выборами отечественного парламента. И со стороны тех, кто в списках, и тех, кто в этих списках галочки ставит.?
Возможно, нынче показательно сработали увеличение штрафов за нарушение закона о выборах, федеральная «горячая линия» МВД для сообщений о нарушениях или привлечение к работе на выборах людей с экстрасенсорными способностями, как, например, в Ростове.
А может, особую роль в обеспечении удивительной тишины и пресного порядка среди претендентов и избирателей на неделе сыграли негромкие сообщения СМИ о том, что все взято под надежный контроль, и в Москве, скажем, избирательные участки будут охранять почти 50 тысяч полицейских, а в Волгограде – бойцы отряда особого назначения «Сталинград» и около 200 кинологов со служебными собаками. ?
Демократичные выборы под контролем собак – это, конечно, звучит не очень... Зато безопасно и эффективно. Потому что самым громким нарушением, из тех, что официально подтвердил ЦИК, при таких мерах стало всего лишь применение на одном избирательном участке в Москве ручки с исчезающими чернилами. Идите, граждане, спокойно к избирательным урнам.
Меня один знакомый спросил: первый раз иду на выборы за последние 15 лет, интересно, как там? Отвечаю: свежая выпечка и лимонад. И тишина... А то эти митинги, путчи, танки на улицах, мирные и не очень демонстрации в свое время очень утомили. Свежая выпечка, лимонад и тишина... Вот что главное на выборах! И не вздумайте спорить…
Мэр Москвы Собянин пообещал освободить город от мигающей рекламы на дорогах, всяких световых рекламных щитов на памятниках архитектуры и крупноформатной рекламы, закрывающей дома. Хотя нововведение, по мнению специалистов, может лишить городскую казну существенного дохода. А что, в Китае же этого не боятся: взяли и запретили рекламу в сериалах, чтобы вернуть популярность телевидению. Лучше потерять несколько миллиардов юаней в год, чем миллиард зрителей, отдающих предпочтение Интернету.
А мы, напротив, разворачиваем Интернет на службу избирателям, чтобы столичные водители могли получать штрафные квитанции на e-mail и через порталы записываться на прохождение техосмотра. Но все в меру. Не то, как бы и нашим супругам не пришло в голову продавать в Интернете собственную уже не драгоценную половинку, как сделала на этой неделе одна американка из штата Юта. «Прост в эксплуатации, достаточно кормить и поить через каждые 3-5 часов», – уточняла она в прайсе.
А ведь можем перенять и этот опыт. Но не совсем ясно вот что: чем регламентировать такой базовый вопрос, как форма собственности. Вот взять хотя бы человека, запустившего в пруд мальков для выращивания. С юридической точки зрения, как мы с вами знаем, он не является владельцем взрослых особей. Потому что нет пока у нас закона об аквакультуре, вот примут его, как обещают, – и отрасль по выращиванию рыбы начнет развиваться. За счет продаж, как водится. Так что затем вполне может последовать и норма о праве собственности на мужа как взрослую особь. Или о собственности на частное электоральное мнение. Иначе как продавать-то? А ведь еще и отслеживать придется.
Это только сбыт наркотических средств на питерских сайтах легко контролировать, особенно, если за ресурсы с «нарко-рецептами» взялась местная прокуратура. Да Минздраву легко требовать отчета регионов в количестве выписанных рецептов на наркосодержащие лекарства и прочие психотропные вещества. Ну а пенсионеры по старинке будут травиться жидкостью для мытья стекол: у них же нет интернета, чтоб «траву» заказать. Правда, весьма вероятно, что им вскоре подарят еще один выходной – День пожилого человека (1 октября) – внесением изменений в статью 112 Трудового кодекса РФ.
Не знаю. Лучше бы подарили им Wi-Fi. И вообще: почему бы (перед выборами как раз) не распространять в рядах малоимущих вышедшие из моды модели тех же ноутбуков вместе с социальными проездными билетами? Всего-навсего один пряник… то есть, ноутбук, конечно… в нужный день может оказаться полезнее экстрасенса. И во время предвыборного молчания ягн… да старушек, говорю! – не последует испорченных и вынесенных бюллетеней, не сработавших открепительных талонов и другого электорального хулиганства. Но надо помнить: это сейчас мы можем так говорить, а пару дней назад, на «неделе тишины», выходить с подобными инициативами значило нарушать рамки регламента, чего законопослушные граждане (помним про 200 собак) себе не позволяют даже по тихому.
Поэтому на форуме портала и в его радиопроекте «ЗАКОН и Я» мы поднимали другую важную тему, тоже о хулиганстве, но спортивном.
При том что не вызывающий доверия фигурант выборных списков, по словам замглавы Администрации подмосковного г. Жуковский Ивана Смирнова, как и тафгай (спортсмен неважный, но с крепкими кулаками), «всегда на кого-нибудь зол». Впрочем, заметил в своем блоге телеведущий, эксперт Мосгордумы Андрей Туманов, какая разница, где дерутся – в ходе экранных дебатов, на хоккее, в Государственной думе или на собрании садоводов? Нарушения должны пресекаться законом.
«Драки во время матчей считаю уголовным преступлением», пишет заслуженный юрист Российской Федерации, судья Спортивного арбитражного суда при Олимпийском комитете России Виктор Блажеев. Алексей Галоганов, президент Адвокатской палаты Московской области, в прежней практике когда-то защищал в суде спортивного драчуна и уверен: после матча выплеск эмоций квалифицируется уже как хулиганство. «Факты перелома ребер или избиения рефери должны иметь правовые последствия», считает президент Московской областной нотариальной палаты Станислав Смирнов.
А чтобы правовые последствия возникали и во избежание возникновения затяжных времен молчания, о фактах нарушений законодательства и имеющихся в нем пробелах следует говорить. И для этого готовить профессиональных юристов, чем уже 80 лет славится Московская государственная академия. Минюст РФ готов не только откликнуться на отзывы участников мониторинга правоприменения, но и, как выразился на днях министр Александр Коновалов, адекватно стимулировать квалифицированных экспертов.
Тут мне особенно приятно поздравить коллег-сотрудников «ЗАКОНИИ», чью работу по интернет-мониторингу правоприменения на портале «ЗАКОНИЯ» оценил недавно глава ведомства с формулировкой за эффективное содействие в реализации задач, стоящих перед Министерством юстиции Российской Федерации, и в связи с празднованием Дня юриста.
Стоит ли ждать громко обещанных практически каждым кандидатом из выборных списков борьбы с правовым нигилизмом в обществе и совершенствования правовой системы? Перемен не достичь безмолвным ожиданием. Они приходят, к тем, кто их не боится.
08.12.2011
Комментарии