Закон о медиации: поживем – увидим
Все способы для разгрузки судов хороши, и медиация, как один из них, возможно, и будет иметь успех. Модель такого внесудебного разрешения споров с помощью посредника перенята у стран Европы, где она по-своему работает, но мы менталитет-то наш знаем... А потому будем просто надеяться, что такая практика у нас будет способствовать тому, чтобы как можно меньше споров, по которым можно достигнуть соглашения, отправлялось в суд.
Но, на мой взгляд, дело шло бы более успешно, если бы к нему больше привлекали лиц юридической профессии: нотариусов, судебных приставов. Они уже по характеру своей деятельности - медиаторы и могут не просто уговорить, но объяснить правовую природу соглашения, к которому призывают стороны. Потому работу по медиации мог бы взять на себя нотариат. Например, если суд чувствует, что стороны по конкретному вопросу могут прийти к примирению – рекомендовать им обратиться к нотариусу, который сделает соглашение, суд примет и утвердит его, и дело будет закрыто. Кстати, когда закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" был еще в проекте, мы готовили предложение о том, чтобы включить в процедуру как можно больше категорий юридической сферы, но наше предложение не учли.
По закону, в роли медиатора может выступать любое лицо, достигшее 18 лет, и даже не отягощенное наличием юридического образования и опыта. То есть мы с вами можем обратиться к соседу и сказать: «Иван Иванович, у нас есть проблема - рассуди». Не очень хорошо понимаю, что из этого получится, но поживем – увидим. Если этот способ будет себя оправдывать, то стоит искать пути к совершенствованию. Людей можно привести к согласительной процедуре и примирению, но я полагаю, что это, все же, должно быть подкреплено правовой базой, чтобы человек, соглашаясь, понимал, что его проблема может быть четко узаконена и решена, так как по этому положению есть норма, статья, закон. Медиатор же этого не знает, если он не имеет юридического образования. Он может выступать как психолог, как человек умудренный опытом, как лицо, которое могло встречаться с подобной проблемой, но не более того. Я бы, например, проконсультировалась с нотариусом, адвокатом или обратилась в суд, наконец; к простому медиатору я бы не пошла – он мне не нужен.
Думаю, что государство в поиске эффективных рычагов испытывает зарубежную модель, чтобы посмотреть, что из этого получится и можно ли некоторые спорные вопросы решать с помощью процедуры медиации, разгрузив суды.
Мария Сазонова
01.02.2011
Комментарии