Особенности миграции научных кадров
Переход к инновационному типу развития как условие успешной модернизации российской экономики возможен только на основе коренного изменения роли и значения знаний, повышения востребованности науки и ее органичной интеграции в инновационно-технологические цепочки.
Состояние отечественной науки на протяжении многих лет вызывает дискуссии в обществе. Кризис сложившейся системы организации научно-образовательного комплекса отразил все противоречия системной трансформации в России. Резкое снижение финансирования заставило как исследовательские организации, так и отдельных ученых искать альтернативные источники средств для продолжения своих работ.
По данным исследования, проведенного Гарвардским университетом (США), около 17% всех научно-исследовательских работ в России в 90-е годы финансировались из-за рубежа. В ряде наиболее престижных научных центров доля зарубежного финансирования достигала 50%. Разумеется, эти расходы не являлись благотворительными и наряду с явным ростом научной компетентности возрастание мобильности неизбежно сопровождалась «утечкой умов. Масштабы «утечки умов» из России, имевшей место в ходе первой волны - с 1991 по 2002 годы, до сих пор точно не определены. По разным оценкам, считается, что страну покинуло от 50 до 500 тысяч профессиональных ученых. При отъезде одного специалиста страна теряет около 300 тыс. долларов.
Совокупные ежегодные потери от «утечки» оцениваются, например, по данным Комиссии по образованию Совета Европы, с учетом упущенной выгоды, в среднем цифрой порядка 50-60 млрд. долл. в год. Сегодня называются четыре основные проблемы российской науки. Первая — ее существенное отставание от науки мирового уровня. Вторая — отсутствие стратегического планирования развития науки, которое позволило бы выделить ясные цели дальнейшего движения. Третья — низкая заработная плата научных работников, которая спровоцировала резкое падение престижа научных профессий и кадровый дефицит. Четвертой проблемой называют ухудшение качества преподавания естественнонаучных дисциплин, которое привело к снижению уровня подготовки студентов и аспирантов. Бюрократизация научной жизни – фактор, значительно снижающий оптимизм в отношении перспектив развития сотрудничества с представителями научной диаспоры. Уровень бюрократизации подачи заявок на формирование лотов, процедуры оформления конкурсной документации и отчетности настолько высок, что ученым, работающим за рубежом, где заявка на финансирование может быть обоснована достаточно кратко и четко, нет никаких резонов стремиться участвовать в российских конкурсах.
До недавнего времени считалось, что существует миграционный запас из бывших республик СССР, однако время показало, что в связи с экономическим ростом стран СНГ потребность в данном резерве имеет тенденцию к понижению. В ближайшее будущее будет наблюдаться обострение конкуренции на рынке стран СНГ за привлечение работников высокой квалификации.
Статистика свидетельствует о замедлении прибытия мигрантов на территорию России с целью трудоустройства и получения гражданства, в частности, это показала и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Те, кто приезжает в рамках Госпрограммы - высшее образование имеют не более 30% соотечественников. Подавляющее большинство возвращающихся на родину (около 70%) имеют среднее или среднее специальное образование. Таким образом, можно считать, что национальные программы на стимулирование потока специалистов по различным специальностям не приносит должных результатов.
Для того, чтобы помочь российской науке необходимо разработать целую систему мероприятий и в первую очередь, обеспечить общее финансирование науки, определить важнейшие направления развития научно-технического прогресса для привлечения в эти отрасли ученых, провести кардинальные изменения в системе организации науки. Необходимо учитывать, что на современном этапе развития мировой экономики острую конкурентную борьбу за высококвалифицированные трудовые ресурсы ведут не только развитые, но и развивающиеся страны, совершившие колоссальный рывок в своем социально-экономическом развитии. Политика этих стран, транслируемая через различные образовательные программы, фонды помощи студентам и преподавателям, направлена на поиск, отбор и оказание помощи при выезде за рубеж самым одаренным специалистам.
Исследования, касающиеся мобильности научных кадров, показывают, что она постоянно растет, причем особо высокими темпами после 2000 года. Уровень мобильности измеряется в первую очередь по доле иностранных ученых, работающих в стране, а также по данным о совместных публикациях и патентах ученых из разных стран.
В условиях интернационализации мировых хозяйственных связей получают развитие новые виды интеллектуальной миграции, например, система “транзитной” миграции, а также такая неклассическая форма использования “чужих мозгов”, как контрактная помощь российским исследователям “на месте”. Это наиболее мягкая форма “утечки умов”, которая способствует развитию межгосударственного научно-производственного сотрудничества. Еще одна форма “утечки умов” — внутренняя “утечка”, т.е. массовый уход ученых из науки в другие сферы деятельности. Если оценивать "плюсы" и "минусы" интеллектуальной эмиграции из России, то, на нынешнем этапе отрицательные ее последствия явно превалируют над возможными положительными эффектами.
Какими в этой связи могут быть действия государства? Главным здесь, является осознание властью и обществом значимости науки, образования и научно-технического прогресса для будущего страны. Роль государства в возрождении отечественной науки, прежде всего фундаментальной, остается первичной.
Важно привлекать в страну не только ученых, но и технологических менеджеров, владельцев наукоемких бизнесов.
27.08.2010
Комментарии