Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда.

9 июня состоялся семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ). С докладом «Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда» выступила Инна Мальцева, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда, доцент кафедры экономики труда и народонаселения.

Гендерная сегрегация на рынке труда была достаточно привлекательной темой для исследователей. Это явление было рассмотрено и описано во многих работах в 1980-1990-х гг. Отличие доклада Инны Мальцевой в том, что она рассматривает гендерную сегрегацию на внутреннем рынке труда, в рамках одного промышленного предприятия.

Гендерная сегрегация – основной источник гендерного разрыва в заработной плате, и исследование на уровне внутреннего рынка труда позволяет расширить традиционный подход к анализу, рассмотреть такие особенности как степень гендерной нейтральности найма, траектории внутрифирменных карьер работников разного пола и влияние сегрегированности внутрифирменной структуры занятости на гендерные различия в заработках.

На основе индивидуальных данных по каждому работнику предприятия Инна Мальцева и ее коллега Дарья Нестерова строят распределения работников по уровням и позициям, показывая гендерную структуру занятости на одном конкретном промышленном предприятии в Сибири за период с 2002 по 2006 гг. Основной единицей анализа выступил эпизод непрерывной работы на одном рабочем месте.

Исследование выявило, что женщины практически не представлены на позициях топ-менеджмента, но составляют значительную долю специалистов предприятия. Мужчины чаще устраиваются на позиции технического персонала или рабочих основного производства. На основе данных о переходах были построены наиболее вероятные карьеры мужчин и женщин данного предприятия. Также исследование выявило наличие гендерных различий в заработной плате. Авторы провели декомпозицию гендерного разрыва в заработной плате, пытаясь объяснить различия за счет возраста и специфического стажа, образования и уровня в иерархии, но большая часть разрыва осталась необъясненной.

Основные выводы исследования заключаются в том, что на предприятии существует явление «стеклянного потолка» и находит ограниченное подтверждение концепция «стеклянных стен». Сегрегация поддерживается как политикой найма, так и гендерными особенностями внутрифирменной карьеры. Гендерные различия в заработках на предприятии составляют около 37%, сегрегированность структуры занятости оказывает на них повышающее воздействие.

Инна Мальцева отметила, что ее работу ни в коем случае нельзя обобщать на все промышленные предприятия, это всего лишь тестирование теоретических гипотез на данных об одном конкретном внутреннем рынке труда.

Оппонент Анна Лукьянова отметила высокий уровень работы. Она указала на то, что мы не можем делать выводы о сегрегации при найме на работу, так как, с одной стороны, эта сегрегация могла проявиться раньше, в принятии индивидами решения о получения образования и выборе профессии. Анна Лукьянова поделилась идеей о том, что необходимо, на ее взгляд, изменить структуру уровней и должностей, чтобы увеличить количество эпизодов и повысить эффективность регрессионного анализа. Так же можно было бы сопоставить масштабы перемещений, контролируя всю карьеру индивида, с его начальной позиции.

Сергей Рощин заметил, что панельный элемент выборки может сильно завысить стандартные ошибки. В качестве направления расширения исследования он предложил проследить связь этого внутреннего рынка труда с внешним, посмотреть ситуацию на локальном рынке труда, в регионе. Для увеличения доли объясненного разрыва в заработной плате было предложено включить в разложение фактор позиции, так как часто рабочие одного уровня выполняют разные функции и поэтому получают разные заработные платы.

В заключении Сергей Рощин отметил, что это важная работа, к которой необходимо правильно относиться. Это счетный «моно кейс», пример одного предприятия. Достоинство работы в том, что это не просто качественная словесная иллюстрация, а эконометрический анализ. Сергей Рощин еще раз отметил, что в работе слабо представлены реальные альтернативы работников – внешний рынок труда, без них карьерные траектории нельзя считать законченными.

19.06.2009

ГУВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет