A Crusade or Rebranding? Крестовый поход или ребрендинг?

Клятва слушателей МБА-программы Гарвардской школы бизнеса (ГШБ) стала знаковым событием месяца. «Клятва Гиппократа» для менеджеров, которую в начале июня подписали почти 200 слушателей Школы, за короткое время работы соответствующего сайта (http://www.mbaoath.com) стала одним из самых популярных материалов мира. В 115 странах на 49 языках появились отзывы и комментарии. Под документом поставили свои подписи уже свыше 1000 человек, почти 400 из которых - слушатели МБА-программ Гарварда. И это только начало.

Ведущие каналы телевидения и авторитетные печатные издания сочли необходимым прокомментировать это событие.  Эксперты и журналисты высказывают самые разные мнения: от горячей поддержки до глубокого скепсиса. Обвинения в наивности и прекраснодушии соседствуют с подозрениями в  умелом манипулировании общественным мнением с использованием Интернет-маркетинга.

Сторонники студентов видят в них новых крестоносцев в походе за ответственный бизнес. Они согласны с гарвардскими преподавателями Ракешем Хурана (Khurana) и Нитиной Норья (Nohria), которых называют вдохновителями движения, что это знак прихода в бизнес нового поколения.  "Студенты ждут от бизнес-образования изменений, отвечающих их высоким ожиданиям. … Их не устраивают больше рассказы о путях максимизации прибыли акционерам. … Они хотят получить полезные практические советы о том, как руководить фирмой в 21-ом веке".

Защитники Клятвы справедливо указывают на то, что провозглашаемые цели работы на благо акционеров стали прикрытием и оправданием акций, часто направленных на личное обогащение менеджеров. По их мнению, общество может и должно контролировать корыстное поведение менеджмента с помощью того же Интернета с его оперативным и открытым обменом соответствующей информацией.

Критики Клятвы скорее склонны видеть в инициативе гарвардцев ловкий PR-трюк, удавшийся с помощью технологий Интернет-маркетинга. Именно новые технологии обеспечили этому документу огромный международный резонанс. Клятвы такого рода давно присутствуют в арсенале многих школ бизнеса и организаций, но они не стали ни предметом громких обсуждений, ни спасли мир от жадности и безответственности бизнеса. Они лишь демонстрируют очередные победы формы над содержанием. И это не все. Скептики не доверяют искренности студентов, они обвиняют их в банальном ребрендинге -  в создании образа добродетельных бизнесменов на фоне растущего раздражения общества. Им видится желание амбициозной молодежи  дистанцироваться от предыдущих поколений MBA-выпускников, безответственное поведение которых привело к мировому финансовому кризису. Нельзя забывать, что Уолл-стрит был крупнейшим работодателем выпускников Гарвардской школы бизнеса.

Мнений много, но ясно одно – в мировом сообществе назрело недовольство тем, как бизнес вел дела в последние годы. Как бы ни оценивали действия гарвардских «крестоносцев», их активность позволила в очередной раз обозначить вершину обеспокоенного общественного айсберга. Пришло время «разбора полетов», градус которого, видимо, повысит Клятва.

Как нам в России реагировать на это? Конечно, тоже высказать свое мнение, сформировать позицию. Для России это разговор более чем важный: во многих случаях рост бизнесов последних лет не привел ни к  повышению их качества, ни к росту благополучия работников, ни к созданию ясной перспективы для общества

Дискуссия, безусловно, нам тоже нужна. При этом, как всегда, важно в пылу дискуссии не запутать и так непростой вопрос. Что сегодня надо анализировать и обсуждать:

- Жадность и другие вечные грехи человечества?

- Дефицит нравственности?

- Динамизм деловой среды, объективно ведущий к доминированию на практике краткосрочных стратегий и оперативного инструментария?

- Появление новых форм, прежде всего виртуальных бизнесов, формирующих на фоне быстрого обогащения «мастеров» опасные «пузыри»?

- Превращение «пузырей» в кризисоподобные явления и новые кризисы, ставящие в тупик и теоретиков, и практиков бизнеса?

- Источники ответственных лидеров и просто порядочных людей?

А может существо проблемы в чем-то еще?  А есть ли пути решения? Давайте думать вместе!

27.06.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет