Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый

Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.

Название Школы Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ, которая проходит этим летом уже в третий раз, — «Институты, образование и рост». А это значит, что в ней принимают участие молодые исследователи, интересующиеся экономикой и социологией высшего образования или (а в некоторых случаях — также и) институциональной экономикой.

Чем институциональная теория может помочь тем, кто изучает рынки высшего образования и университеты? Этому вопросу была посвящена лекция Марии Юдкевич. Обзор формальных моделей, изучающих устройство трудовых контрактов на академических рынках в разных странах, вызвал массу прикладных вопросов. Возможна ли система постоянного найма в российских университетах и каковы ее возможные последствия? Как создать стимулы и возможности для занятия молодыми преподавателями исследовательской деятельностью в условиях низкого финансирования университета? Как относится университетская администрация к усилению академического самоуправления? На эти и другие вопросы отвечали и сам докладчик, и научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который подробно рассказывал об опыте ГУ-ВШЭ по внедрению специальных контрактов с выпускниками зарубежных аспирантур, созданию системы поддержки академических достижений. Роль контрактов постоянного найма в системе высшего образования США прокомментировал «инсайдер» этой системы — Джон Най, профессор университета Джорджа Мейсона, специальный гость школы.

Ярослав Кузьминов в своей лекции говорил о тех принципах и фактах системы российского образования, которые могут помочь оценить возможные реакции системы образования на кризис. От обсуждения общих сценариев акцент дискуссии, завязавшейся после лекции, сдвинулся на конкретные ситуации в региональных вузах. Должны ли вузы заниматься трудоустройством выпускников? Нужно ли бороться с работой студентов во время учебы или, наоборот, поощрять ее? Какие вузы в большей степени пострадают от кризиса и почему? Разговоры и расспросы продолжились за обедом — на множество комментариев участников «Но такое в российском вузе невозможно!» ректор ГУ-ВШЭ рассказывал, как это устроено в Вышке — и про гранты научного фонда, и про обязательные экзамены в магистратуру для бакалавров Вышки, и про множество совместных программ с ведущими зарубежными университетами.

После обеда участников ждал инструментальный семинар — Ирина Хованская, научный сотрудник ЛИА, рассказывала о решении базовых задач экономики риска, поразив участников обилием увлекательных приложений одной, казалось бы, простой задачи. Не только экономисты, но и далекие от математики — по крайней в мере, в повседневной жизни, — социологи и юристы с увлечением рассчитывали оптимальные ставки разнообразных пари — начиная от споров о результатах футбольного матча ЦСКА и Спартака, кончая пари на результаты следующих президентских выборов США.

Но и этим семинаром программа первого дня Школы не закончилась. Еще три часа участники, разбившись на четыре группы, коротко рассказывали о своих исследовательских проектах. Участникам на это было выделено по 2—3 минуты, а вот экспертам, которые подробно высказывались по каждому проекту, — досталось почти по 7 минут.

Ярослав Кузьминов, Мария Юдкевич, Ирина Хованская, Джон Най, Марина Колосницына, Андрей Бремзен, Константин Сонин, Григорий Андрущак, ознакомившиеся с проектами, комментировали тексты, предлагали свое видение проблемы, критиковали, хвалили, давали рекомендации по подготовке презентаций. В последние дни школы участники выступят с переработанными проектами.

И в завершение выпуска — новости спорта и о погоде. На всех послеобеденных семинарах голоса экспертов перекрывались раскатами грома. Из-за грозы запланированный волейбольный матч пришлось отменить — и продолжить до глубокой ночи обсуждать проекты, планы, исследования, конференции, идеи, базы данных, защиты диссертаций. Поэтому о спортивных достижениях рассказать пока нечего — надеемся,  новости будут в другие дни Школы.

09.07.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет