Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День третий: Экономическая польза от суеверий, или Как втридорога продать 100-рублевую купюру

Сложно выделить лейтмотив или основную тему третьего дня школы. Теория и практика аукционов, потомство драконов, исследовательские университеты и романтика академических исследований — вот далеко не полный список обсуждавшихся тем.

«Рабочий язык — английский», — так можно было бы сказать о дне в целом.

Профессор РЭШ Андрей Бремзен начал свою лекцию с обещания, что в отведенный ему час постарается вместить весь (ну, или почти весь) материал семестрового курса по теории аукционов. Услышав, что наука эта — крайне техническая, требующая владения солидным математическим аппаратом, публика приуныла и приготовилась профессионально изображать умный вид при виде трехэтажных формул. Однако все оказалось не так страшно. Настолько нестрашно, что на пятой минуте лекции в аудитории раздались первые робкие смешки, к середине — участники начали решать формулируемые лектором задачки, а в конце вместе пытались выбрать наилучший тип аукционного механизма, который стимулировал бы студентов учиться. Выяснилось, кстати, что хорошее знание теории аукционов может пригодиться преподавателю в повседневной жизни. Рассказывая об одном из типов аукционов (all pay auctions), Андрей рассказал поучительную историю о том, как на одной из своих лекций в РЭШ однажды выручил кругленькую сумму денег на продаже студентам 100-рублевой купюры. Завершилась лекция обсуждением проблем, которые возникают в аукционных процедурах государственных закупок.

Вторая лекция дня — лекция специального гостя школы, профессора Джона Ная. Джон в своем часовом выступлении уместил практически три лекции. Первая часть была посвящена тому, как формулировать и представлять исследование. Основная ошибка многих докладчиков, сказал он, в том, что они выступают на конференции в том же стиле, что и читают лекции студентам. А вместе с тем, если студенты обязаны слушать пусть даже самого скучного лектора, то за внимание исследовательской аудитории еще нужно побороться. О том, как это внимание завоевать и сохранить, как убедить слушателей в валидности своих результатов, и шла речь. Во второй части лекции обсуждалось, как выбрать наилучший инструментарий для решения поставленной задачи и каких ошибок стараться избежать при подготовке текста статьи. Наконец, третья часть была иллюстрацией к вопросу о том, как нужно представлять свое исследование на конференции. Здесь участникам снова повезло: Джон рассказал о своем новом проекте, с которым, по его словам, он вышел на публику впервые. Тут-то и стало ясно, что работа  с интригующим названием «Дракончики» (Dragon babies) — это исследование не по палеонтологии или зоологии и не фантастика, а интереснейшая история о том, как живут и выживают суеверия. Дети дракона — это дети, которые родились в годы Дракона и которые во многих странах Азии считаются более счастливыми и удачливыми. Поэтому ли в последние несколько десятилетий в эти годы наблюдаются резкие скачки рождаемости в американских семьях — выходцах из Китая или Тайваня? И какими рациональными причинами можно объяснить то, что дети, рожденные в эти годы, действительно оказываются более успешными, получают лучшее образование и лучше устраиваются в жизни? Рассказывая о своем проекте, Джон еще раз продемонстрировал приемы презентации идеи, инструментария и результатов.

После обеда начался круглый стол. Ярослав Кузьминов и Джон Най поделились своим видением проблем, стоящих перед российскими университетами. Что такое — исследовательский университет? Каковы перспективы формирования исследовательских университетов в России? Что должен делать университет для привлечения исследователей? Как бороться с излишней бюрократизацией и должно ли государство поддерживать вузы, отдельные их факультеты или исследовательские команды?

После круглого стола состоялся еще один семинар, на котором Светлана Пивоварова рассказывала о российской практике закона о государственных закупках и о теории, которая позволяет объяснить некоторые широко распространенные феномены некоррупционного сговора закупщиков и поставщиков.
Вечером участники школы снова взялись за подготовку презентаций работ — вспоминая слова Джона о том, что «если вы не можете сформулировать идею вашей работы в одной фразе, то у вас просто нет идеи», участники пытались по-новому взглянуть на свои исследования. Идеи исследования искали и на теннисном корте, и в открытом бассейне, и в многочисленных беседках на территории «Конобеево», и на бадминтонной площадке. Были ли они найдены, станет ясно в следующие дни школы.

09.07.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет