Презентация книги «Мой завет» в Центральном доме литераторов
17 февраля 2010 г. в Центральном Доме литераторов прошла встреча члена союза писателей России, Президента Гильдии российских адвокатов, Заслуженного юриста РФ с ведущими писателями Московской городской организации Союза писателей России. Вечер был посвящен выходу в свет книги Г.Б.Мирзоева «Мой завет» и стал первым в большом цикле «Писатель. Личность. XXI век». Вечер вели: Председатель правления Московской городской организации союза писателей России Владимир Георгиевич Бояринов и первый секретарь правления Максим Адольфович Замшев.
Встреча прошла в непринужденной дружеской обстановке. Выступавшие подчеркивали, что автору – «духовно-подъемному человеку» - удалось синтезировть мировые духовные практики в собственное оригинальное видение мира, Бога и человека в нем. Высокая оценка «Моего завета» как художественно-публицистического произведения, притягательность книги для читателя основывается, по мнению критиков, на богатейшем жизненном опыте автора, успешной карьере, духовной практике и твердом убеждении, что человек обязан трудиться над собой и своей душой, взращивая в ней все самое лучшее.
Среди вытупавших на вечере были не только соратники Г.Б.Мирзоева (такие как адвокат В.М.Наринян), прошедшие с ним длинный путь от бакинской юридической консультации N 13 до создания Гильдии российских адвокатов и ее базовой коллегии – «Московский юридический центр», которые в прошлом году отметили 15-ти и 20-летие со дня создания, но и секретари правления – Ю.Н.Богданов, Б.Т.Жигмытов, И.Ю.Голубничий (главный редактор газеты «Московский литератор»); председатель Московской областной организации союза писателей России Л.К.Котюков; секретари правления МОО СПР – Е.И.Аверьянов и Г.Б.Осипов; секретарь Международного сообщества писательских союзов А.А.Оганян; секретарь сайта «Стихи. ru » Н.Никифорова; директор издательства «Игра слов» М.М.Столяров; генеральный директор интернет-фирмы «Вест-консалтинг» Е.В.Степанов, молодой учёный, к.ф.н. Мехти Шарифов, писатель Александр Холин, публицист Сергей Арестов и многие другие.
Хочется отметить одно из самых ярких выступлений вечера - статс-секретаря Коллегии национальных литератур, поэта Баяра Тумуровича Жигмытова, в котором он дал подробный анализ художественных особенностей книги «Мой завет». Текст доклада приводится ниже:
КНИГА ИСТИН
Роман «Мой завет» - системное продолжение популярной художественно-публицистической книги Г.Б.Мирзоева, члена Московской городской организации Союза писателей России «Презумпция справедливости».
Через автобиографическое поле на фоне общественно-политических событий в книге ярко вырисовывается современная гражданская личность, исполненная высокой веры и духовности российской цивилизации в сложнейший период перехода от одного государства – СССР – к другому – Российской Федерации, от одного политического режима к принципиально иному современному строю.
Гасан Борисович Мирзоев посвятил эту книгу светлой памяти своих предков, здравствующим любимым людям - супруге Зинаиде, детям и внукам, а также всем последующим продолжателям древнего и славного рода татов – горских евреев, коих насчитывается в мире и в России всего около двадцати тысяч человек в основном на территории Дагестана и в других регионах российского Кавказа.
Нравственная, генетическая, патриотическая, гражданская сила этой книги настолько высока, что явно видна художественная планка, установленная автором для своего прыжка в литературную высоту. По аналогии сразу же вспоминаются классические «Поучения» древнерусского писателя и правителя Владимира Мономаха, где он, пожалуй, впервые в мировой литературе описал свой жизненный путь и изложил свое нравственное кредо, свой кодекс поведения русского человека, свои христианские заветы на многие века. Забота о будущем соотечественников роднит личности далеко отстоящих друг от друга эпох, заставляет их браться за перо, обращаясь к современникам и потомкам, делиться мыслями, опытом. Чем масштабнее, результативнее дела и чаяния личности, тем резонанснее воздействие их обращений.
«Эз гофсохдемунумидану одомире (на каком языке? Горском? – вопрос к автору – тогда это на татском языке – староперсидское наречие с элементами арамейского языка) – По разговору узнается человек» - с этой народной пословицы начинается вступление книги. «Воист туре одомире хунде, суфте суфтере хуштере хун – Хочешь людей изучить, сначала себя изучи» - напоминает Мирзоев древнюю мудрость.
Автор излагает свою ежедневную утреннюю молитву, напоминающую древние христианские тексты и буддийскую философию (цитирую из книги): «Бог мой! Душа, которую ты даровал мне, чиста! Ты сотворил ее. Ты сформировал ее. Ты вдохнул ее в меня и ты сохраняешь ее во мне, и ты в будущем заберешь ее у меня, а затем вернешь ее мне в мире Вечном, в мире Грядущем. Все время, пока душа в теле моем, благодарю я Тебя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, Владыка всех творений, Властелин всех душ, Благословен Ты, Господь, возвращающий души...». Она, по-моему, стоит рядом с основной буддийской мантрой «Ом мани падме хум» - «Пусть будут счастливы все живущие на этом свете, пусть сострадание коснется всех живых существ!», молитва, которую читают по утрам миллиарды буддистов десятки раз…
Настоящие писатели – кудесники, созидающие и поддерживающие своим творчеством духовную планету – ноосферу, открытую великим русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским. Гасан Борисович в этой книге вносит реальный вклад в развитие духовности российской цивилизации – нравственная сила только одной его утренней авторской молитвы проявляет в себе своего рода генератор высокой духовной энергии человека.
И сразу же, еще во вступлении, Мирзоев отметает причину создания книги к своему юбилею, в силу своей природной скромности – национальной черты горских народов - он не хочет прослыть самозваным мудрецом и богозаступником. Но независимо от его желания мы читаем в его романе глубокие авторские мысли и сердечные слова о высших божественных силах. Если у человека есть мудрость и высокое отношение к Богу – это явное отражается в его поведении по жизни и в его произведениях, если человек решил стать писателем. Простое честного изложение биографии разворачивает перед нами глубокий содержательный мир, полный кипучей энергии, борьбы, свершений, мир взглядов и глубоких мыслей, реальный образ современного успешного россиянина. Мирзоев из той этнополитической элиты, на ком держится страна. Из планетарного средства массовой информации – из Интернета – мы знаем, что у Гасана Борисовича один из самых высоких и устойчивых общественных рейтингов среди российских юристов.
Поражают скромностью скупые строки адвоката о годах его работы в США, в результате которой были возвращены крупные суммы в государственный бюджет России – гражданский подвиг россиянина, сумевшего разобраться в сложном бизнесе Нью-Йорка и в современной капиталистической системе.
Правовое поле молодого российского государства только формируется на ближайшие сто лет. Юридическая культура жителей страны в политическом процессе модернизации России пока еще оставляет желать лучшего. Еще не работает вовсю полный правовой механизм реализации Конституции России – одной из передовых конституций мира, где источником власти определен народ, который и голосовал за основной закон своей жизни. Государством – Россией - должен править закон, а не правитель – справедливо заметил недавно один из успешных российских губернаторов. Как создавать правовое пространство новой политической системы – Российской Федерации – одной из мощнейших стран мира, нынешнего зиждителя российской цивилизации? Гасан Борисович этим и занимается, создавая в годы формирования нового российского государства Московский юридический центр, Гильдию российских адвокатов, Российскую академию адвокатуры и нотариата.
Несколько удивляет амбициозное название первой части книги – «Я построил мир». Но история создания Мирзоевым Московского юридического центра и Гильдии российских адвокатов, активное участие автора в принятии ныне действующего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подтверждают – да, именно он, Гасан Борисович Мирзоев строил мир в правовом пространстве современной русской цивилизации – и фундаментальный закон, и юридические институты демократического государства, нашего великого российского Отечества. Трудно переоценить сделанное им как профессионалом высшей квалификации для развития гражданского общества страны в двадцать первом веке. Проблемы российской адвокатуры, поднимаемые сегодня в книге – это стратегические проблемы правосознания всего общества и власти России. Они требуют новых политических решений в государстве.
Вторая часть книги – «Мой духовный путь» - посвящена семье, фамилии, отцу, выбору профессии, вере и путях спасения Души, размышлениям о жизни и смерти. Весьма поучительна для новых поколений судьба Гасана Борисовича, очерченная в книге без хвастовства, скромно, по фактам и с глубоким попутным анализом своих поступков и действий окружающих – отца, родственников, коллег и друзей.
Весьма важны нравственные истины, собранные автором книги в этой части из разных философских канонов – из Ветхого Завета, Библии, Бхагавадгиты, Корана, Дхаммапады и других духовных сочинений человечества. Для Мирзоева-философа и писателя не существует закрытых и неприступных границ иудейства, христианства, мусульманства, буддизма. Своими живыми, простыми для понимания наставлениями в этой книге на базе древних философских и этических истин Мирзоев создает идеологию современной цивилизации на двадцать первый век, предлагает государственную доктрину базовых духовных идей и парадигм для России, проявляет современную стратегию развития идейных основ российского государства.
В век нано-технологий и глобализации информации, когда несколько атомов вещества и единицы информации могут кардинально изменить всю структуру материала или общественное мнение, когда один новый ген может трансформировать весь живой организм в совершенно новое, становится очевидным резкое увеличение этнополитического веса и значимости малых народов на планете – на одном космическом корабле. Да, можно уважать полтора миллиарда китайцев или миллиард индийцев. Но двадцать тысяч татов – народа Мирзоева – не менее важны сегодня и на многие годы в этнополитической системе Российской Федерации, как и все малые народы в русской цивилизации.
Человека всегда интересует жизнь замечательных людей – биографии, вехи, образцы успешного продвижения на жизненном пути. Но эти гении, лидеры человеческого поведения, уже ушли из жизни, оставив свой золотой след в человеческой цивилизации. Они стали прекрасными примерами для новых поколений творцов планеты: Попов изобрел радио, Зворыкин телевидение, Кулибин самодвижущиеся коляски и лифт, Лобачевский математику для Эйнштейна и современных ракет, Климин математическую базу для компьютеров…
Человека всегда интересуют правдивые и подробные воспоминания замечательных людей – маршалов победы над своими невзгодами, солдатами поединков с бедами в истории своего народа и государства.
Наиболее интересными становятся в наше время автобиографии и размышления людей – наших современников, которые уже внесли свой вклад в жизнь народа и страны своими талантами и ежедневным трудом. К этому виду, жанру искренней прозы с уверенностью можно отнести книгу Гасана Борисовича Мирзоева, автора части механизма реализации Конституции России в части адвокатской деятельности...
Его завет несет большой нравственный и духовный заряд для всех читателей этой мощной по философскому изложению и правдивости книги.
Книгу Г.Б. Мирзоева «Мой завет» можно рекомендовать для чтения, изучения и дополнительного образования в средних школах Дагестана и в других регионах России и отмечать высокими премиями.
24.02.2010
Комментарии