В Московской областной прокураторе состоялось заседание по делам несовершеннолетних

На минувшей неделе в прокуратуре области состоялось заседание коллегии по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В работе коллегии, которую провел исполняющий обязанности прокурора области Александр Игнатенко, приняли участие министр образования Московской области Лидия Антонова, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области Людмила Тропина, а также представители Министерств социальной защиты населения и здравоохранения Московской области, ГУВД по Московской области.

На коллегии прозвучала критика в адрес субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выступающие отметили, что соблюдение требований действующего законодательства в данной сфере в полной мере не обеспечивается. Имеют место серьезные недостатки в работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально опасном положении.Количество неблагополучных семей с детьми, которые находятся в социально опасном положении, ежегодно увеличивается. В настоящее время на учёте подмосковных органов социальной защиты населения состоит 25431 семья и 40586 детей и подростков данной категории. Только за 2008 и 6 месяцев 2009 года выявлено 3012 семей и 5690 детей, нуждающихся в оказании социальных услуг.Однако территориальные подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области в 2008-2009 годах не реализовали предусмотренные планами работы мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, и неблагополучным семьям, выявлению родителей, не исполняющих своих обязанностей, и фактов жестокого обращения с детьми. Постоянный обмен информацией с другими субъектами системы профилактики отсутствует. Надлежащий учет несовершеннолетних и семей, нуждающихся в социальной помощи и требующих проведения профилактической работы со стороны органов социальной защиты населения, не организован. В I полугодии 2009 года в ущерб интересам детей, нуждающихся в социальной поддержке, приняты меры по сворачиванию предоставления услуги социального патроната и замены его на социальный патронаж, при фактической неготовности подразделений участковой социальной службы к возникшему в результате этого многократному увеличению объема работы.Органами опеки и попечительства Московской области за 2008 год и 6 месяцев этого года выявлено 12839 детей, находящихся в социально опасном положении, и 8869 семей "группы риска", рост числа которых продолжается из года в год.В то же время, исполняя возложенные на них обязанности, органы опеки и попечительства продолжают допускать формализм к организации работы с неблагополучными семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей. До настоящего времени ими не налажено тесное взаимодействие с другими субъектами системы профилактики. В результате в ряде случаев дети, оставшиеся без попечения родителей, не были своевременно выявлены и устроены в семьи или учреждения для несовершеннолетних данной категории, оказались лишены гарантированной законом защиты и помощи государства, будучи безнадзорными, совершили общественно опасные деяния либо сами пострадали от противоправных действий других лиц. Крайне медленно решается проблема исключения проживания детей, находящихся под опекой и попечительством, в одном жилом помещении с гражданами, лишенными родительских прав и оказывающими негативное влияние на их развитие и воспитание. Факты обращения в суд с исками о выселении таких лиц из жилых помещений носят единичный характер.Органы и учреждения системы здравоохранения, реализуя возложенные на них функции, не всегда добросовестно подходят к исполнению своего долга. Проверкой выявлены факты ненадлежащего отношения педиатров и медицинских сестер, осуществляющих патронаж, к осуществлению врачебного контроля за состоянием здоровья и развитием детей, проживающих в неблагополучных семьях, что в отдельных случаях привело к возникновению у них тяжёлых заболеваний со смертельным исходом.В ряде городских округов и муниципальных районов продолжают игнорироваться требования о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в учреждения здравоохранения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. При этом у несовершеннолетних и их законных представителей обстоятельства причинения телесных повреждений и иного вреда здоровью не выясняются, информация об этом в органы внутренних дел для организации соответствующих проверок не направляется. Массовые нарушения установленного порядка взаимодействия значительно повышают латентность фактов жестокого обращения с детьми, противоправного поведения самих несовершеннолетних, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию детей родителями и должностными лицами учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения.За 8 месяцев текущего года в органы внутренних дел доставлено 14830 несовершеннолетних, что на 5,9 % больше, чем за аналогичный период 2008 года (13998). 1475 из них нуждались в помощи государства, 1259 детей и подростков для оказания такой помощи были помещены в государственные учреждения, что на 14,1 % больше, чем год назад (1103).На профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 12921 несовершеннолетний, нуждающийся в проведении индивидуальной профилактической работы, и 6236 неблагополучных семей граждан, уклоняющихся от исполнения родительских обязанностей или оказывающих отрицательное влияние на своих детей.Однако, работа органов внутренних дел Московской области по выявлению и учету правонарушений и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними, а также их родителями или иными законными представителями, не исполняющими или не надлежащим образом исполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию, обучению детей, осуществляется при отсутствии тесного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Во многих горрайорганах работа с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, поставленными на профилактический учет, осуществляется исключительно подразделениями по делам несовершеннолетних, без участия участковых уполномоченных милиции и других подразделений и служб. Практически повсеместно выявлены факты формализма, номинального характера и низкой эффективности профилактических мер, ненадлежащего оформления ведомственной документации. В ряде городов и районов допускались грубые нарушения при регистрации доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел и передаче их законным представителям, имели место случаи доставления подростков при отсутствии законных оснований и нарушения срока пребывания их в ОВД.В первом полугодии текущего года в розыск было объявлено 357 несовершеннолетних, 251 из которых проживали в семьях, 106 являлись воспитанниками детских учреждений, 155 детей по состоянию на 1 сентября 2009 года продолжали находиться в розыске. При этом органами внутренних дел Московской области продолжают допускаться нарушения порядка приема, регистрации и проверки сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних, факты волокиты и ненадлежащей организации оперативно-розыскных мероприятий, не позволившие своевременно установить местонахождение несовершеннолетних, что в некоторых случаях привело к наступлению тяжких последствий, включая гибель детей, самовольно покинувших интернатное учреждение.В ряде муниципальных образований Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по-прежнему не обеспечивают надлежащего осуществления функций по координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, продолжают допускать нарушения закона и прав граждан при рассмотрении дел об административных правонарушениях, слабо используют предоставленные им полномочия по судебной защите прав и законных интересов несовершеннолетних.По результатам совместного обсуждения злободневной темы коллегия выработала конкретные меры, направленные на усиление надзора на данном направлении.Городским, районным и специализированным прокурорам области поручено проводить систематические комплексные проверки исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность выявления, учета и оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении. При выявлении нарушений закона в организации работы поднадзорных органов и учреждений – субъектов системы профилактики, использовать исчерпывающие меры реагирования по устранению нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, по вине которых они были допущены.По информации http://www.mosoblproc.ru/

16.10.2009

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет