МинЭкономРазвития готовит закон о коллекторской деятельности

МинЭкономРазвития РФ приступило к разработке проекта федерального закона ''О коллекторской деятельности'' с целью обеспечения защиты прав и интересов должника (физического лица) при осуществлении коллекторской деятельности, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, и о разработке проекта федерального закона ''О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина- должника''.
 
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 июня 2010 г. N д06-1824

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Банковская деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 02.12.1990 N 395-1 ''О банках и банковской деятельности'', от 10.07.2002 N 86-ФЗ ''О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'', другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В соответствии с действующим законодательством порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом, где учитываются риски невозврата кредита. Уступка банком прав требования по кредитному договору в отношении заемщика (независимо от личности заемщика - юридического или физического лица, а также индивидуального предпринимателя) третьим лицам, в том числе и коллекторским агентствам, не противоречит действующему законодательству.

С учетом роста просроченной задолженности по выданным кредитам банки активно пользуются услугами коллекторских агентств.

Деятельность коллекторских агентств в на
стоящее время никем не контролируется, также отсутствуют официальные рекомендации по организации работы в данной сфере бизнеса.

В своей работе коллекторские агентства руководствуются в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно:

- гл. 24 ''Перемена лиц в обязательстве'';

- гл. 30 ''Купля-продажа'';

- гл. 39 ''Возмездное оказание услуг'';

- гл. 42 ''Заем и кредит'';

- гл. 49 ''Поручение'';

- гл. 52 ''Агентирование''.

Кроме того, основу регулирования коллекторской деятельности составляют:

- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ ''О персональных данных'';

- Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ ''О кредитных историях'';

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ''Об информации, информационных технологиях и о защите информации'';

- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ ''О несостоятельности (банкротстве)''.

С учетом того, что действующие нормы не учитывают всей специфики правового регулирования коллекторской деятельности, Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона ''О коллекторской деятельности'' (далее - законопроект о коллекторской деятельности).

Основной целью законопроекта о коллекторской деятельности является обеспечение защиты прав и интересов должника (физического лица) при осуществлении коллекторской деятельности, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Законопроектом о коллекторской деятельности вводится требование к субъектам коллекторской деятельности о наличии членства в саморегулируемой организации. Законопроектом о коллекторской деятельности также предлагается механизм, обеспечивающий имущественную ответственность субъектов коллекторской деятельности за вред, причиненный лицу, с которым заключен договор на осуществление коллекторской деятельности, должнику (физическому лицу), в отношении которого осуществляется такая деятельность, а также третьим лицам. Способами обеспечения такой ответственности являются обязательное страхование имущественной ответственности субъектов коллекторской деятельности, а также создание компенсационного фонда саморегулируемых организаций коллекторов, формируемого за счет взносов.

На данный момент законопроект о коллекторской деятельности находится на стадии совместной разработки с федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, в целях создания механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождения гражданина от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона ''О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника'' (далее - законопроект).

В ходе реабилитационных процедур по инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности гражданина.

В ноябре 2009 г. законопроект внесен в Правительство Российской Федерации. Законопроект будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Врио директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

11.06.2010

27.09.2010

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет