Андрей Ильницкий: мы поощряем не намерения, а дела
«Благополучие региона, в котором мы живем, зависит от нас самих!» Так, представляя Ежегодную премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье», заявил Андрей Воробьёв. О премии, о том, почему от «нас самих» зависит, в каком Подмосковье мы будем жить через год, два, через десять лет, рассказывает руководитель Главного управления внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области Андрей Ильницкий.
– Андрей Михайлович, наверное, не случайно премия губернатора и программа «Наше Подмосковье: приоритеты развития», инициатором которой также выступил Андрей Воробьёв, созвучны по своим названиям?
– Конечно, даже самая лучшая политическая программа будет обречена, если она не будет принята людьми, и не станет общим делом для всех нас.
И конкурс общественно-значимых проектов, за которые будет присуждаться премия «Наше Подмосковье», – это, собственно, и есть один из инструментов вовлечения людей в реализацию программы, которую предложил жителям Московской области Андрей Воробьёв.
– В одном из недавних номеров газеты мы уже представили премию, опубликовав официальную информацию на сайте правительства Московской области. Тем не менее, напомните, пожалуйста, нашим читателям ее основные принципы.
– Прежде всего, губернаторская премия, как следует из ее названия, ежегодная. У нее три направления – «Мое Подмосковье», «Люди Подмосковья» и «Во имя человека» и 18 номинаций. Претендовать на премию могут организации, которые осуществляют свою деятельность на территории Московской области, а также совершеннолетние жители Подмосковья. Они же будут предлагать кандидатуры соискателей на рассмотрение специально создаваемого для этого совета премии, не менее половины численности которого, кстати, будут составлять члены Общественной палаты Московской области и общественных организаций Подмосковья. Заявки с 1 апреля уже принимаем. Завершим этот процесс 1 сентября, а дипломы лауреатам вручим 4 ноября, в День народного единства – эту дату как символ единения и всех участников проекта определил Андрей Воробьёв.
– Это, скажем так, формальная сторона конкурса. А если бы вас спросили о его внутренней сущности, о том, что его отличает от множества других конкурсов, проводимых, в том числе, и на территории Московской области, что бы вы ответили?
– Прежде всего, это конкурс социально-значимых проектов, которые совпадают с приоритетами программы «Наше Подмосковье. Исходя из них, разработаны и направления, и номинации конкурса.
Важно понять, что премия – не грантовый проект. Напомню, претендент на тот или иной грант в заявке на его получение описывает что-то, что он еще только намерен сделать. И если эти намерения совпадает с ожиданиями того, кто субсидирует предложенный проект, то выделяются деньги-грант. А потом контролируется, как их расходуют, принесли ли они желаемый результат и тому подобное.
У премии «Наше Подмосковье» философия иная. Ее цель – выявить, отметить, поддержать не намерения, а дела, то, что уже сделано и приносит людям пользу. Причем, сделано не «под конкурс», а по собственному желанию, по велению души. Поэтому, кстати, в положении о премии содержится такая норма: кандидатуры соискателей предлагают организации или инициативные группы граждан численностью не менее десяти человек. А социальную значимость проектов должны подтвердить две-три рекомендации, будет больше, мы только порадуемся за соискателя, лидера общественного мнения.
Есть и другое отличие. Как и любая премия, премия губернатора Московской области имеет денежное выражение. Но ему не придается такого большого значения, как в грантовых конкурсах, где субсидия победителю может достигать миллионов рублей. Деньги в данном случае служат дополнением, приятной неожиданностью людям, которые, повторю, сделали нужное и полезное дело и ни у кого ничего для этого не просили. Для них 20–100 тысяч рублей, которые они получат в зависимости от того, какое место займут их проекты, – не просто денежное вознаграждение за победу в конкурсе, а символ общественного признания, высокой оценки их труда.
К сожалению, в сегодняшнем мире, достаточно циничном, такие подходы не являются главным трендом, но мы намерены в области ситуацию поменять. Этой цели служит и то, что, в отличие от соискателей гранта, число которых, как правило, не превышает нескольких единиц, в конкурсе «Наше Подмосковье» примет участие значительно больше людей. И немало из них будет поощрено. Сколько? Это нетрудно подсчитать. В каждой из 18 номинаций – три премии. Первых будет не более 20, вторых – 40, третьих – 56. В итоге получается 2 088 премий, которые получит такое же число победителей конкурса. Ежегодный же призовой фонд премии составит 97 миллионов 200 тысяч рублей.
– Андрей Михайлович, чтобы читателям было более понятно, о чем идет речь, несколько примеров…
– Конкретный пример из практики подобного конкурса: Построил кузнец мост через речку, разделяющую поселок на две части – железный, кованый. Один из знакомых говорит: мол, подай заявку на конкурс, который тогда как раз объявили в нашей стране. Кузнец сначала отказывался: дескать, зачем, мост построил, люди ходят по нему и ладно. Но знакомый оказался настойчивым, уговорил и даже документы помог оформить. Кузнец получил премию. Не преувеличу, если скажу, что это было для него своеобразным позитивным шоком. Не думал он, что его труд заметят и, добавлю, высоко оценят не только те, кто живет в поселке. Как бы то ни было, а в родном поселке кузнеца до сих пор ежегодно проводят праздник моста. Причем, не поселковый, а областной.
Или история ребят, которые создали бригаду и ездили по деревням, чтобы отремонтировать дома бабушек, которые, в основном, и остались там жить Ребята заготавливали для них дрова и выполняли другую работу по хозяйству. Тоже нашелся умный человек, который сказал этим «тимуровцам»: а подайте-ка заявку на премии. Они подали. Победили. Сергей Шойгу, который возглавлял тогда конкурс «Наши родители» вручил им бензопилу. Эта история, получившая «говорящее» название «пила Шойгу», тоже стала федерально известной. К слову, сегодня молодые люди стали лидерами, политиками. Это радует. Потому что их вовремя заметили, а общественное признание стало для них трамплином в другую, политическую жизнь.
Есть подобные примеры и в Московской области, пусть их и не венчает пока статус проектов, победивших в конкурсе. Знаю парня из Балашихи, который на собственные деньги оборудовал контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов. А затем вместе с такими же, как сам, энтузиастами, прошел по окрестным домам и рассказал их жителям о том, как важно сортировать мусор и где установлены специальные контейнеры для его сбора.
– Как я понял из ваших слов, не важен масштаб проекта, главное, чтобы он был полезным людям…
– Именно так. И с учетом этого были разработаны и номинации премии. Если кто-то, к примеру, организовал работу старших по подъезду, научил их разбираться в счетах за коммунальные услуги, для них номинация «Наш дом», которая создана для «инициатив и проектов по благоустройству придомовых территорий, повышению правовой грамотности населения в области территориального общественного самоуправления».
Или бизнесмен, который берет и ставит детские, спортивные площадки во дворах. Его заявку примем в номинацию «Бизнес для общества», в которой мы будет отмечать высокие показатели малого и среднего бизнеса, а также социальные инициативы бизнесменов.
Если молодой ученый разработал программу и применил ее для того, чтобы, например, мониторить ситуацию с трафиком или пробками на подмосковных дорогах, мы также приглашаем его принять участие в конкурсе, в номинации «Научный прорыв».
То же самое могу сказать о тех, кто на практические рельсы переводит так называемую философию «безбарьерной среды» для людей с ограниченными физическими возможностями. Кто внедряет для них методики инклюзивного образования в школах и детских садах. Кто входит в волонтерские движения, которые реализуют себя в различных сферах нашей жизни – от решения экологических проблем до помощи многодетным семьям и ветеранам. Для всех таких проектов есть соответствующие номинации.
– Вы будете проводить экспертизы проектов, особенно, связанных с безопасностью людей? Ведь можно построить мост или установить детскую площадку во дворе дома, а окажется, что их создатели не учли требования по прочности или иным показателям…
– Безусловно. Совет премии будет состоять не только из людей общественно-значимых и профессиональных. Если мы будем рассматривать проект в области, например, близкой к образовательной среде, то, естественно, его станут оценивать специалисты, близкие к ней. Поэтому и записали в положении о премии, что «предварительное рассмотрение заявок на их соответствие требованиям осуществляется советом в течение 20 дней со дня окончания срока приема заявок». Это время нам нужно для того, чтобы всесторонне, в том числе и с точки зрения соответствия действующим строительным и иным нормам и правилам, оценить представленные на конкурс проекты. По этой же причине призываю тех, кто решит подать заявку на премию, не делать этого в последний день.
– И последний, технический вопрос: где можно ознакомиться с положением о премии, получить бланк заявки и узнать, куда ее надо направлять?
– Прежде всего, у премии есть своя страничка на интернет-портале правительства Московской области – www.mosreg.ru/konkurs. Там можно найти ссылки на положение и форму заявки, которые можно скачать. Заполненную заявку, как я говорил, до 1 сентября 2013 года надо направить по почте или привезти в Главное управление внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области по почте. Адрес такой: 143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1. Можно воспользоваться и электронной почтой – konkurs@mosreg.ru. Если возникнут вопросы, наши сотрудники ответят на них по телефону 8 (498) 602-0917. Мой твиттер http://twitter.com/amicableru.
Ждем ваших заявок.
Беседу вел Алексей Петренко
30.04.2013
Комментарии