Береги зубы, Вася! (Сказка выходного дня)

Береги зубы, Вася! (Сказка выходного дня)

1. Гатал был сыном амазонки и скифа. Как и все сарматы он был воином, умело обращавшимся с мечом и копьем, в доспехах из выглаженных рогов, что достались ему от деда. Сарматы были умелыми в бою, они не воевали пешим строем, а только на конях. Этому их учил верховный вождь, которого слушались все от мала до велика. Вождь не был сарматом, он никогда не вступал в бой, не метал копья, не делал ничего, что делали они, но он всегда говорил правильные вещи. Вся жизнь сарматов подчинялась правилам, придуманным этим великим вождем. Он говорил как воевать, он простыми словами мог описать, как правильно бросать копье, так что понимали самые глупые. Он, например, не разрешал стрелять из лука в конном строю (все равно не попадешь по врагу, а своего зацепишь). Вождь не видел разницы между мужчиной и женщиной, потому у сарматов женщины носили мужскую одежду, сражались вместе с мужчинами плечом к плечу, а в кое-каких племенах были даже вождями и верховными жрицами. 

Верховный вождь большое значение придавал похоронам. Хоронили сарматы своих умерших и погибших родственников в погребальных курганах, так что несколько погребений были расположены по кольцу или в ряд. Мертвым лежать надо было головой к югу на спине в прямоугольных ямах. Вождь говорил, что так надо для передачи какой-то энергии, то есть силы, в какой-то особый центр мира. 

Гатал имел счастье часто общаться с верховным вождем, так как его отец был вождем большого племени и сам Гатал вскоре должен был занять его место. 

«Откуда ты? - как-то спросил верховного вождя Гатал. - Никто не знает, кто твои родители, сколько тебе лет, как долго ты с нами живешь и как долго еще будешь с нами?»

«Я вообще не отсюда, мой друг! - ответил верховный. Я просто приглядываю за вами. Я воооон оттуда! - показал он пальцем в небо.»

«Так, а как ты оттуда мог прилететь? - удивился Гатал. - Крыльев-то нету?!»

«Так и не нужны они нам. Мы... Как бы тебе объяснить. Просто вселяемся в тело уже живущего человека. У нас это называется записать личность. Ну, тебе не понять. Мы вас учим, часть нашего учения записывается в твою память, ты передашь это знание своим детям, а когда ты умрешь, то запись о твоей личности отправится туда. У нас там...» - Верховный вновь показал рукой на небо. - В общем, нам нужно...»

«Как отправится? - удивился не понявший и половины из сказанного Гатал. - А гонцы кто? Кто летает туда?»

«Никто. Ну, как тебе объяснить? Вот, знаешь, как мы хороним мертвых? Правильно! В ряд или по кругу, в курганах. Головой к югу. Тут, зубы, главное, Гатал. Зубы, они как... Антенны... Ну, в общем, они не просто кусочки во рту, которыми жуют. Зубы - это... Органы. Они так вибрируют и передают информацию от одного похороненного сармата к другому, усиливая сигнал, и так он уходит вверх. Туда.»

«Сигнал... - задумчиво повторил Гатал незнакомое слово. - Зубы, важные в общем.. У меня вот, они почти все на месте! - похвастался он.»

«Ну, так вот, береги зубы, Вася! - улыбнулся верховный вождь. - И голову, конечно, где они расположены. Голова без зубов - просто... В общем... Туда не отправишь никакой информации... Вроде в голове много чего, а без зубов не отправишь... Зубы, понимаешь, такая костная ткань... Не композит какой-нибудь...»

«Костная ткань... - завороженно повторил Гатал умные слова верховного, представляя себе большое тканое полотно зубов и костей, из которого можно было бы смастерить легкие доспехи.- А что такое - Вася? Или кто это? Я ж - Гатал?» - спросил он, отогнав от себя идею военного назначения.

«Гатал, конечно... Береги зубы, Гатал... И голову. Не подставляй. Уж лучше стрелу в сердце, чем палицей по голове. Иначе толку от тебя никакого не будет...» - грустно сказал верховный вождь.

2. Наташа, студентка истфака МГУ, в этот год впервые попала на летнюю практику. Искать и разрывать сарматские курганы было самым интересным занятием в годы учебы, после романов с однокурсниками конечно. Палатки, песни под гитару у костра, молоко из ближайшей деревни в большой фляге - все это вместе было очень романтично и круто. И руководитель практики доцент Иван Сергеевич был очень и очень интересным мужчиной. Он как-то мог словами объяснить такие сложные вещи, что вызывал восторг всей группы. А как он отличал курганы от простых холмов, вообще было непонятно. Вроде кругом холмы. А он говорит: «Копаем здесь, это курган!» 

И точно! Прямоугольные могилы, в ряд или по кругу расположенные скелеты сарматов. Наташа даже нашла своего, очень хорошо сохранившегося воина, которого каждый день потихоньку извлекала из земли. Она назвала его - Вася. В соседней могиле одногруппница-девчонка нашла Марусю. Определили студенты кто Вася, а кто Маруся потому что у Маруси на уровне пояса была найдена скоба для поддержки волос (значит, у скелета когда-то была коса). А у Васи меж ребер нашли наконечник стрелы, значит, скорее всего, это был все-таки воин. Причем знатный. Там же в могиле Васи Наташа к концу практики обнаружила оружие весьма богатое.

По правилам, принятым при раскопках, из могил изымались черепа и передавались куда-то там для научных целей, а потом в музеи. Помимо украшений и других предметов. Кости скелета значения не имели. Только черепа и всякие ценности. Иван Сергеевич особенно тщательно следил за изъятием черепов, всегда словесно руководя этим важным процессом.

Наташа, когда взяла череп Васи в руки, как-то очень неаккуратно и резко его подняла, так , что у Васи вдруг высыпались зубы. 

«Черт...! - выругался Иван Сергеевич. - Я ж говорю, береги зубы, Вася!»

«Я нечаянно...- оправдываясь, пролепетала Наташа. - Что же теперь делать?»

«Что-что... Вставляй теперь. Зубы ж это не просто кусочки во рту. Это... Органы... Что толку от головы, если нет зубов?!!» - Иван Сергеевич развернулся и пошел к главной палатке, по дороге бурча: «Что за люди, тыщи лет прошли, а зубы не берегут. Ни свои, ни чужие... И когда уж домой-то...?» 

И Иван Сергеевич, грустно посмотрел куда-то на небо...

01.09.2014

Рубен Маркарьян

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет