Чем больше внимания ребенку, тем лучше он учится

Чем больше внимания ребенку, тем лучше он учится

Мы давно предлагали ввести тест на IQ среди депутатов. Потому что те депутаты, которые в сфере образования что-то предлагают, они явно не в теме. Тот же самый тест на IQ давно не котируется. Если смотреть какие-то глобальные вызовы для России, то в большей степени отмечается, что необходимо развивать и коммуникативные навыки, и творческие способности. Это необходимо в целом для развития глобальной экономики. А тест на IQ не показывает ни творческую способность, ни способность к какому-то взаимодействию. С таким же успехом можно измерять вашу температуру, ваше давление, это просто некие показатели вашего организма.

Нужно понимать, для чего существуют школы в сегодняшней структуре образования. Если цель образования обучать только одаренных, тогда объявите об этом и действуйте комплексно. Если у нас все-таки другие задачи, то надо работать в другую сторону. А что касается избирательного внимания в зависимости от одаренности ребенка, есть такой пример. Приезжала бригада психологов в одну школу, целый месяц инспектировала, а в конце тыкнула пальцем в несколько ребят и сказала, что они гении. А они все просто хорошисты, троечники. А психологи заявили, мол, ничего не знаем, наша наука показывает, что они гении. А потом эти психологи снова приехали в эту школы, и эти ребята уже стали отличниками, успешно выступали на олимпиадах. Психологи говорят: «А мы ничего не измеряли, просто тыкнули в первых попавшихся хорошистов и троечников». Это пример реального исследования. От предложения депутатов мы можем ожидать примерно такого же эффекта. В кого ткнут, на кого будут обращать внимание, кому родители будут больше уделять внимание, те и будут лучше учиться. Уделяйте больше внимания своим детям, тогда они станут гениями.

12.02.2016

Руслан Ткаченко

 в избранное

Позднее об этом

  • Нужно заниматься реальными проблемами образования, а не натаскивать детей на решение кроссвордов комментировать Нужно заниматься реальными проблемами образования, а не натаскивать детей на решение кроссвордов

    Есть такой фильм «Гаттака». Смысл его в том, что при рождении у младенца берут анализ крови, и по анализу делают выводы, сколько человек проживет, талантливый ли он, и можно ли его брать на работу. С момента рождения у человека все предрешено. Смысл фильма в том, что тот, на кого сильно не рассчитывали, доказывает, что он способен на большее, и летит в космос. А жизнь того, кто по анализу достоин всего, оказалась никчемной. Тоже самое и здесь, мы пытаемся запихнуть наш талантливый российский народ, творческий, в какие-то стандартизированные тесты, в ЕГЭ, игры-гадайки, «кто хочет стать миллионером». Теперь придумали тест на IQ. На самом деле, человек должен быть, в первую очередь профессионалом, а не быть талантливым логиком, уметь хорошо решать загадки. Не каждый, кто хорошо решает кроссворд, может быть хорошим медиком или хорошим учителем.

    Я считаю, выявлять то что угодно с помощью тестов можно. Но все это должно быть делом добровольным. Нельзя позорить человека, если он не смог решить загадку. Председатель Совета Федерации загадывал загадку министру образования, тот не смог разгадать. Хотя это была загадка из обычного учебника для рядовых школьников. Давайте, меньше загадок, и отменим этот ЕГЭ, потому что он как раковая опухоль надежно убивает нашу систему образования. И пускай, вернется старая классическая система образования. Мы же имели самую лучшую в мире систему образования, и как то без ЕГЭ, и без тестов на IQ обходились. Нам не пример цивилизации запада, у нас есть собственная история, собственный опыт.

    Нужно, в первую очередь, задуматься о том, что действительно волнует наш российский народ. Нужно думать о состоянии наших школ, о наших учебных программах.

    Предложение делать тест на IQ это все равно, что делать тест, красивый ребенок или некрасивый, и вывешивать результаты. Это может такой психологический ущерб нанести ребенку, что потом это ничем не исправишь. Нужно быть чуткими, и заниматься реальными проблемами. 

    15.02.2016
  • Тестирование в школах должно быть добровольным и анонимным 1 комментарий Тестирование в школах должно быть добровольным и анонимным

    Я сторонник того, чтобы психологии в школе было как можно больше, но психология может быть только квалифицированная. Нельзя использовать всего лишь один тест для того, чтобы судить о человеке вообще. Когда результатом этого теста будут пользоваться непрофессионалы, то это приведет буквально к катастрофе. Когда на педсоветах будет обсуждаться коэффициент интеллекта разных учеников с соответствующими выводами, это приведет к катастрофе. Когда детям будут сообщать об их уровне развития формального интеллекта, это приведет к огромному количеству травм и у детей, и у родителей. У нас достаточно агрессивная среда в учебных заведениях.

    Я сторонник того, чтобы тестирование было максимально широко доступно для учащихся всех уровней, но при определенных условиях. Условия следующие:  тестирование добровольное и, при желании, анонимное. Тогда это прекрасно, это нужно вводить, это нужно финансировать. Но обязательное тестирование с опубликованием результатов это трагедия. Референтная группа для подростков крайне важна, потому что подростки фантастически чувствительны. Они видят много того, чего не видим мы, взрослые. Общее мнение о них является особенно важным, потому что именно в этом возрасте они особенно чувствительны к высказыванию о них: кто они, какие они, чего они могут достичь.

    15.02.2016
  • Сортировка детей на основании теста IQ это дискриминация 10 комментариев Сортировка детей на основании теста IQ это дискриминация

    Безусловно, все понимают, что нужна итоговая аттестация, и что итоговая аттестация дгостижений школьников, причем как в фундаментальных знаниях, предметных знаниях, так и в личных компетенциях развития способностей. Такая аттестация, которая позволяла бы человеку проявить то, что  он за 10 лет освоил,  показала бы, насколько он образованным, культурным и воспитанным человек стал. В этом смысле, для этого набора нужны разные инструменты. Что-то по своей образовательной программе, предметные знания. Сейчас говорится о портфолио, которое бы внутри себя собирало все социальные практики ученика: участие в олипиадах, волонтерская деятельность, чтобы оценить насколько человек по окончании школы стал самостоятельным гражданином. Для всего этого действительно есть разные форматы. В частности, ЕГЭ по таким предметам как русский язык, математика, физика, химия и т.д., где фактически контрольно-измерительные материалы сами по себе это решения тех же задач, которые были в процеесе обучения. Все понимают, что это нормально. И вопрос обеспечения честности, прозрачности при сдаче ЕГЭ необходимо решать. Все понимают, что по гуманитарным предметам, наверное, эти механизмы не самые адекватные, поэтому в школу вернули сочинение, у него высокий статус, потому что не написав сочинение, ученик вообще не допускается к сдаче государственных экзаменов.  Это все разные инструменты, с помощью которых оценивается ученик. Портфолио, еще раз подчеркну,  тоже дает дополнительные баллы. Оно включает в себя и социальные практики, и олимпиады, и спортивные достижения, которые во всей полноте позволяют человеку продемонстрировать свои достижения. Поэтому, возможно, у нас нет однобокой системы.

    Все понимают, что если школа дает только предметные знания, не воспитывает гражданина, то этого абсолютно недостаточно. Что, на школу, конечно, возложена и воспитательная функция, и ответственность за социализацию, и обязанность вовлечения в  социальные практики, и решение вопроса культурной самоидентификации. И мы ожидаем, что из школы выпускается разумный взрослый человек, способный сделать выбор либо продолжения образования, либо той или иной карьеры.

    Все-таки тест  на IQ не измеряет освоение тех или иных образовательных программ, он не позволяет оценить наличие фундаментального ядра знаний, сформированность мировоззрения. Тест на IQ измеряет способости аналитического и критического мышления. Такое измерение способностей должно быть исключительно на добровольной основе, это первое. Второе, все решения которые на основании этого теста принимаются, ни в коем случае не должны носить дискриминационного характера. Одно дело, иметь возможность поддержать того, у кого высокий балл, принять с распростертыми объятиями, предложить интересную образовательную программу. А другое дело, если мы перекроем путь к образованию, к развитию детям, у которых по разным причинам низкий результат теста на IQ.

    12.02.2016

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
  • Руслан Ткаченко Руслан Ткаченко

    Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала»

    Эксперт