ГРАЖДАНСТВО С ОБРЕМЕНЕНИЕМ или двойное гражданство в Германии

ГРАЖДАНСТВО С ОБРЕМЕНЕНИЕМ или двойное гражданство в Германии

Гражданин Германии Сергей П. принадлежит к категории людей, которые, благодаря предпринимательскому таланту и везению, сумели обеспечить себя и будущее своих детей. Помимо состояния Сергею хотелось обеспечить своему сыну так же и гражданство Российской Федерации, дополнительно к имеющемуся немецкому гражданству. И если для взрослых, получающих статус позднего переселенца, сохранение двойного гражданства – не представляет никакой проблемы, то для их несовершенных детей предполагается срок в восемь лет проживания в Германии, по достижении восемнадцатилетнего возраста необходимо от одного их имеющихся гражданств отказаться. В немецком праве это называется гражданством с обременением. Таков закон. Но неужели ничего нельзя сделать?

В круге третьем

История дела нашего клиента началась с предубеждения против адвокатов, которые, в том числе, говорят по-русски, или как в «народе» принято называть – «русские адвокаты». Несмотря на то, что все адвокаты, имеющие лицензию на ведения адвокатской деятельности по немецкому праву и работающие в Германии, являются немецкими адвокатами, предубеждения часто берут верх. Стереотип «русского» адвоката как неквалифицированного «хапуги» заставляет некоторых идти за помощью к «благонадежным» бюргерам. Однако, реальность не подчиняется предубеждениям.

Когда сын Сергея по достижении совершеннолетия получил первые письма от чиновников, напоминающих ему о том, что необходимо совершить выбор, Сергей обратился к адвокату. Первым адвокатом Сергея был «немецкий» адвокат, имя которого из соображений профессиональной этики останется скрытым. Взявшись вести это дело, наш коллега не нашел ничего лучше, чем писать запросы чиновникам с требованием разъяснить, почему это вот так и зачем вот так то-то. Когда адвокат задает подобные вопросы чиновникам, это не может вызывать ничего кроме усмешки. Чиновники отвечали на вопросы адвоката терпеливо, но в язвительной манере. И действительно, вся информация есть в законах и подзаконных актах, и адвокат обязан знать и уметь работать с кодексами. Непрофессиональные действия адвокатов, некомпетентных в некоторых областях права, но берущие на себя смелость представлять интересы клиента, способны нанести непоправимый вред. Клиент, конечно, имеет право подать иск адвокату в качестве регресса, но проблему клиента чаще всего бывает уже не решить. Благо, Сергей вовремя заметил странности с ведением его дела и сменил адвоката.

Второй коллега не мог вызывать нареканий. Все его действия, судя по документам, были совершенно верны. Но здесь сработало предубеждение нашего клиента. Различие в ментальности  давало о себе знать. Для «немецких» адвокатов часто характерно холодное ведение дела, без лишних встреч и лишних слов с клиентом. Все идет своим чередом и если клиент доверяет адвокату, то стоит ему доверять и не надоедать своим присутствием. Наши соотечественники часто испытывают тревогу, если их на какое-то время оставляют без внимания, им кажется, что что-то пошло не так, или их просто забыли. Еще одна отличительная черта – адвокат без опыта жизни и работы в странах бывшего Советского Союза не имеет представления о реалиях работы бюрократической системы там, и как можно согласовать, выдаваемые, например, казахстанскими чиновниками, документы с требованиями немецких официальных органов. Нагрузка по сбору доказательной базы ложится исключительно на «плечи» клиента. Длительные паузы в общении и непонимание, куда идти за нужными документами, наконец, привело Сергея в нашу адвокатскую канцелярию.

В результате деятельности предыдущего коллеги сын Сергея получил отсрочку в исполнение требования о выходе из одного из гражданств. Дальше предстояло действовать адвокатам нашей канцелярии.  

Верная стратегия – залог успеха

Шансом для сохранения второго гражданства могла быть невозможность исполнить требования по независящим обстоятельствам. Статья 23 Закона о гражданстве Российской федерации предполагает возможность выхода из гражданства только в случае, если у заявителя нет неисполненных обязательств перед третьими лицами или государством. Таким препятствием к исполнению требования о выходе из гражданства могло стать то, что сын Сергей не служил в рядах российской армии и на этом основании не может отказаться от гражданства. Такую справку вместе с копиями повесток Сергей предоставил еще предыдущему адвокату. Но, чего не учел наш коллега – это того, как подобная справка будет воспринята немецкими чиновниками. На основании того, что повестки приходят на определенный адрес, могло возникнуть подозрение в том, что сын нашего клиента имеет постоянное место жительства в России – ведь если человек не имеет прописки, то он и не может быть видим для военкоматов. Наши адвокаты остановили процесс коммуникации с чиновниками по этим вопросам до тех пор, пока на руках у нашего клиента не будет справки из домоуправления о том, что его сын не имеет постоянной прописки в Москве и что выписался он перед отъездом на постоянное место жительства в Германию. Так же по нашему совету Сергей должен был обратиться в военкомат за разъяснениями о том, что грозит его сыну в случае уклонения от воинской повинности. Да, существует закон, из которого можно почерпнуть меры наказания, но для аргументации немецким чиновникам лучше бы подошло не описание от законодательной власти, а разъяснение от власти исполнительной, которая готова законодательные нормы применить.

Запросив акты по сыну Сергея в органах, выдавших решение о выдаче гражданства с обременением, мы обнаружили, что акты потеряны. И тогда встал логически вопрос, а где решение первоначального органа о выдаче гражданства с обременением? Это был еще один факт в нашу пользу. Несмотря на то, что решение уже вступило в силу, мы должны были убедиться, что есть предпосылки для этого решения и первоначальный документ существует в природе.

Дополнительно нами были выявлены возможности процессуального противодействия данному решению. Орган, который выдавал первоначальное решение, на сегодняшний день был уже не правомочен. Сын Сергея поменял место жительства, следовательно, вопрос о его выходе из гражданства должен решать орган по месту его новой прописки. Это была реальная возможность противодействия требованию по выходу из российского гражданства. Но основная ставка делалась нашими адвокатами на невозможность выхода из российского гражданства в связи с не отбытой воинской повинностью и риском въезда на территорию Российской Федерации в связи с угрозой уголовного преследования за уклонение от призыва.

Теперь предстояло определись общую стратегию ведения дела. На руках у адвокатов нашей канцелярии были все необходимые документы, которые представляли из себя добротную доказательную базу. Но кто должен был начинать атаку первым? Мы объяснили клиенту, что не видим смысла в инициативе с нашей стороны. Это задача чиновников добиваться исполнения тех или иных решений. И до тех пор, пока не вынесено предписание о штрафе за нарушение или не начата процедура по лишению гражданства Германии в интересах нашего клиента будет выжидательная позиция. Иногда лучше тянуть время. Пока никто не беспокоился из соответствующих органов исковая давность истекала. И в определенный момент мы могли бы сказать, что требование об отказе от российского гражданства ничтожно в силу истечения срока исковой давности. На тот день обстоятельства складывались в пользу этой стратегии. Наплыв беженцев делал прочие миграционные вопросы второстепенными. И, скорее всего, в ближайшие годы чиновникам будет не до второго гражданства сына нашего клиента.

После того, как разработанная нами стратегия была предложена нашему клиенту с разъяснением всех возможных рисков, Сергей был приятно удивлен обстоятельность подхода наших адвокатов и тем, что на всех этапах по сбору документов в России он получал четкие указания, из каких органов и какой формы документы понадобятся. Клиентом проще выполнять четкие указания, чем теряться в догадках насчет абстрактной «доказательной базы», по сбору которой часто клиенты других адвокатов остаются один на один с самими собой. На сегодняшний день, по последним сведениям, наша стратегия полностью оправдала себя. Уже два года минуло с тех пор, как Сергей обратился к нам. Чиновники словно забыли о его сыне. Но на случай, если вдруг вспомнят, у нас есть все необходимые доказательства того, что их требование не может быть исполнено по объективным обстоятельствам.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

АДВОКАТСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ

06.12.2017

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет