Информационное поле Подмосковья: фавориты и аутсайдеры
С назначением А. Ю. Воробьёва временно исполняющим обязанности губернатора Московской области ситуация в информационном пространстве Подмосковья стала заметно меняться к лучшему. Глава региона в ходе многочисленных поездок по районам и городским округам, общения с жителями, ознакомления с проблемами и потенциалом столичного региона инициировал множество информационных поводов, которые всколыхнули общественность, журналистское сообщество, побудив их работать более активно и наступательно. Как результат – интерес к средствам массовой информации Подмосковья, особенно электронным СМИ, значительно возрос.
К примеру, за период с января по апрель текущего года читательская аудитория одного из самых мощных информационных ресурсов – интернет-портала Правительства Московской области (официальный оператор портала – ГАУ МО «Агентство информационных систем общего пользования «Подмосковье») увеличилась на 28 процентов. В настоящее время этот ресурс ежедневно посещают свыше 45 тысяч интернет-пользователей. Причём не только посещают, но и предлагают услуги по сотрудничеству, подсказывают актуальные темы для будущих материалов. С учётом того, что Московская область устойчиво занимает третье место в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, по числу интернет-пользователей (их численность недавно превысила 1 млн человек), важность данного ресурса очень велика.
Как показывает анализ, наибольшей популярностью среди посетителей пользуется раздел «Новости региона», который наполняется во многом благодаря пресс-службам администраций муниципальных районов и городских округов, редакций муниципальных и городских газет. За первые четыре месяца этого года общее количество опубликованных на сайте материалов, по сравнению с тем же периодом прошлого года возросло на 18 процентов. Это лучший показатель за все последние годы.
Но самое главное, изменилась тематическая направленность публикаций, расширился диапазон исследуемых тем, к чему неоднократно призывал журналистов А. Ю. Воробьёв. На смену культивировавшемуся ранее журналистскому взгляду через розовые очки, исключительно позитивным новостям и официозу, наконец-то пришли материалы о реальной жизни и проблемах Подмосковья, путях их решения. Подмосковная пресса стала больше писать о конкретных людях, их судьбах, непростой жизни, общих нуждах и запросах: будь то проблемы свалок, экологии, формальных общественных слушаний или самоуправства строительных компаний. А значит, стала постепенно к лучшему меняться моральная атмосфера в обществе, появилась надежда, что «маленький человек» услышан, его проблемы будут решаться.
Изменения к лучшему происходят и в сегменте «Общество – Власть». Если ещё совсем недавно критика на страницах муниципальных газет, интернет-изданий в адрес той или иной администрации считалась чем-то из ряда вон выходящим и воспринималась не иначе как «покушение на авторитет» органов власти, то сейчас всесторонне взвешенные информационно-аналитические, проблемные, критические материалы постепенно становятся нормой редакционной жизни, помогают решать самые застарелые проблемы. К примеру, за первые четыре месяца этого года на интернет-портале Правительства Московской области опубликовано свыше 160 проблемных материалов.
Понимая важность информирования населения о реализации ряда целевых областных программ, в частности, содержащихся в разделе «Социально значимые проекты» интернет-портала, популяризации решаемых на местах задач, главы ряда муниципальных районов и городских округов через свои пресс-службы наладили тесные деловые контакты с сотрудниками главной редакции АИС «Подмосковье», работают системно, целенаправленно, творчески. В числе фаворитов хотелось бы отметить прежде всего администрацию города Подольска (глава города Н. И. Пестов). Их материалы всегда отличаются высоким качеством, разнообразием тем, оперативностью подготовки.
Весьма активно представлены в новостном блоке Дмитровский, Одинцовский, Красногорский, Солнечногорский, Клинский, Ногинский, Подольский и ряд других муниципальных районов. Работу пресс-секретарей здесь отличает инициатива, творческий подход к делу, поиск тем, которые содержат в себе не просто факты из жизни, но информационные «изюминки». Не случайно такие новости всегда заметны и востребованы читателями.
Хорошую активность проявляют пресс-службы и ряда городских округов. Безусловными фаворитами здесь являются Железнодорожный и Химки. С ними удачно конкурируют пресс-службы Лобни, Звенигорода, Пущина. Руководители пресс-служб здесь также стараются максимально оперативно освещать новости городских округов, заботятся о тематическом разнообразии и качестве публикаций.
Гораздо ниже имеющегося потенциала, к сожалению, представлены в новостном блоке сайта Правительства Московской области Воскресенский, Люберецкий, Мытищинский, Луховицкий, Серпуховской муниципальные районы.
И уж совсем слабо заметны в информационном пространстве Подмосковья повседневные будни Волоколамского, Истринского, Зарайского, Лотошинского, Пушкинского и некоторых других муниципальных районов, городских округов Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Королёв, Орехово-Зуево, Ивантеевка. И это притом что информационных поводов здесь более чем достаточно. Руководители пресс-служб упомянутых выше районов и городских округов, к сожалению, редко проявляют инициативу, а присылаемые ими материалы далеко не всегда отличаются высоким качеством подготовки.
Анализируя причины пассивности руководителей отдельных пресс-служб на информационном поле, иногда приходится слышать: «У нас небольшой район и яркие, достойные областного ресурса события происходят редко». Хочется возразить: а, может, всё дело в желании? Возьмём, к примеру, сравнительно небольшой город Пущино или ЗАТО «Власиха». Крупными эти муниципальные образования никак не назовёшь, но ведь пресс-службы здесь работают активно, находят интересные темы и вполне заслуженно пробиваются на областной ресурс. Ещё один характерный пример касается сельского поселения Ильинское Красногорского района. В масштабах Московской области совсем небольшое поселение. Но его глава Олег Алексеевич Синицын при поддержке своих активных и инициативных коллег наладил с редакцией интернет-портала хорошие деловые контакты, и наиболее интересные новости поселения Ильинское периодически появляются на областной ленте.
Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить: конечно, возможности главной редакции интернет-портала не безграничны, поскольку работающий там коллектив совсем небольшой. Инициируя укрепление сотрудничества, редакция неизбежно сталкивается с рядом проблем, среди которых, пожалуй, самая главная – недостаточно высокое качество присылаемых материалов, их явное запаздывание. А ведь хорошо известно, вчерашняя новость – уже достояние истории. Выход один: надо укреплять работу пресс-служб администраций муниципальных районов и городских округов, развивать внутреннюю конкуренцию за право быть представленными в новостной ленте. Только в этом случае раздел «Новости регионов» станет по-настоящему интересным и привлекательным для всех жителей Подмосковья.
Управление СМИ и полиграфии Главного управления информационной политики Московской области
16.05.2013
Комментарии