Интервью заместителя председателя Правительства Московской области Александра Чупракова телеканалу «Подмосковье»

Александр Анатольевич, здравствуйте!

Здравствуйте!

Александр Анатольевич, первый вопрос. Вы были четвёртым зампредом, которого назначили уже в новом составе правительства. Каков спектр вашей ответственности?

Это все вопросы, которые связаны с имущественным комплексом, все вопросы, связанные с земельно-имущественными отношениями, лесное хозяйство, то есть - это лес, экология, природопользование и министерство потребительского рынка.

Что самое большое богатство и самое ценное в Московской области?

Самое ценное – это, конечно же, земля Московской области…

Но её в собственности Московской области и нет.

Да, её нет. Земельные участки, которые не закреплены за государственными предприятиями, за подведомственными учреждениями, - этой земли у нас совсем немного, к сожалению. Всего 0,02 процента от территории Московской области. Поэтому для того чтобы нам развиваться, для того чтобы нам решать социально-экономические задачи, нам необходимо увеличивать этот земельный актив. И мы в этом направлении очень конструктивно работаем с нашими федеральными коллегами, и, в частности, министерство экономического развития и министерство имущества идут нам навстречу и передаёт нам те земельные участки, которые неэффективно используются коллегами из федеральных предприятий.

То есть это те земли, которые принадлежат министерству обороны, земли министерства сельского хозяйства?

Да, это земли Минсельхоза, Россельхозакадемии. То есть это земельные участки, подведомственные федеральным предприятиям. Например, Российская Федерация в лице министерства экономического развития, Росимущества пошли нам навстречу по передаче Подмосковью известного Ивантеевского лесопитомника. Он существует сейчас в виде федерального предприятия. Нам он нужен не только в виде земли, а нам он нужен именно как лесопитомник. Потому что другое, очень важное и нужное для каждого из жителей богатство – это лес. Лесов у нас очень много. К сожалению, они требуют очень серьёзной заботы, ухода. И как раз вот лесопитомник нужен для ведения работ лесоустройства, для выращивания тех елей и других деревьев, которые нам нужно обязательно сажать в большом количестве в Московской области. Мы принимаем этот лесопитомник и будем заниматься воспроизводством лесов.

Получается, что земли как таковой для привлечения инвесторов, чтобы им предоставить площадку, в Московской области нет. Но есть довольно серьёзная нагрузка - леса. То есть это не объект, который сможет приносить доход. Это объект, куда нужно будет вкладывать деньги. Чтобы леса восстанавливать, очищать от мусора, от короеда и т. д. И этот поддерживающий процесс должен происходить регулярно, постоянно.

Да. Во-первых, здесь нужно понимать, что нам помогает Российская Федерация, нам выделяется федеральное финансирование в определённой доле. Но вы совершенно правильно заметили, что нам необходимо создавать доходную часть и вот этим как раз мой блок, в том числе этим и занимается. И вот я говорил о тех земельных участках, которые закреплены за нашими подведомственными учреждениями - мы сейчас ведём очень серьезную работу по инвентаризации этих земель и вообще активов. И смотрим на эффективность использования земельных участков. Если мы видим, что для того или иного госучреждения нет необходимости занимать десятки гектаров, то мы оставляем только то, что необходимо, остальное изымаем в казну, чтобы использовать для развития Московской области. И мы сейчас находимся в завершающей стадии переговоров по передаче высвобождаемых военных городков, которые не используются для целей обороны и безопасности. Мы их будем принимать, оформлять земельные участки и с учётом открытых, прозрачных процедур, мы будем предлагать их инвесторам для развития Московской области. Кроме этого, мы хотим, чтобы жизнь в каждом населённом пункте была более комфортной, более приятной. И с этой точки зрения губернатором принято решение о начале действия программы, точнее, даже о продолжении программы «Парки Подмосковья». Мы будем приводить в порядок, естественно, совместными усилиями вместе с муниципальными образованиями городские парки для того, чтобы в них могли отдыхать жители с детьми. Нам очень приятно, что очень многие частные собственники земельных участков понимают, что это в том числе и их задача. Они заинтересованы в развитии всей Московской области, поэтому я уверен, что мы с ними тоже найдём понимание.

Ещё немного о лесах. На момент передачи лесного фонда не очень было понятно, какое всё-таки количество лесов нам передают. На тот момент экс-губернатор Московской области Сергей Шойгу поставил чёткую задачу - провести кадастровый учёт лесов. Сделано это или не сделано?

Мы сейчас договорились и с Росреестром, и с кадастровой палатой, и с Рослесхозом. Мы объединяем информационные ресурсы в рамках созданной уже региональной геоинформационной системы для того, чтобы на одном картографическом ресурсе можно было объединить информацию о кадастровом учёте, границе земельных участков, о правообладателях. Мы будем объединяться и с налоговой системой, налоговой инспекцией, с точки зрения объединения информационных ресурсов, чтобы мы понимали и видели на одном картографическом ресурсе, какие объекты на нём расположены, какие у них границы, есть ли у них пересечения границ со смежными пользователями. К сожалению, это проблема Московской области, как и по всей стране. Чтобы мы понимали, владельцы какой недвижимости уплачивают налоги, а у каких ещё руки не дошли.

Сколько нужно времени для того, чтобы сделать общий план Московской области, чтобы запечатлеть каждый её кусочек, понимать, сколько собственников и сколько денег Московская область теряет, потому что эти собственники не уплачивают налоги?

С 1 января следующего года полномочия будут у субъекта, то есть у Московской области. Именно мы будем проводить кадастровую оценку земель. Я думаю, это будет касаться всех категорий земель, земель населённых пунктов. То есть мы проведём кадастровую оценку, она у нас будет максимально приближена к рыночной. Потому что кадастровая оценка - это та же рыночная оценка, только методом массовой оценки. Там, конечно, есть определённая погрешность, но, тем не менее, это будет рыночная стоимость земельных участков. Мы оценим все земельные участки. С помощью объединения информационных ресурсов как раз будет понятно, что на этих земельных участках находится, и, я думаю, мы должны будем эту работу за год сделать, объединив усилия с федеральными ведомствами, для того чтобы уже со следующего года собственники земельных участков и объектов недвижимости были вовлечены в налоговый оборот.

Чтобы зарегистрировать собственность, нужно пройти круги ада, начиная с БТИ и заканчивая регистрацией. И в этой сфере надо тоже что-то менять.

Действительно, эта проблема существует. Но сейчас Росреестр и подведомственное ему учреждение - кадастровая палата - принимают все меры для того, чтобы в том числе внедрить в промышленное использование подачу документов в электронном виде с использованием портала, который Росреестром разработан. И мы уверены, что это сократит сроки. И, естественно, те вопросы, которые возникают у Росреестра к нам – мы, безусловно, тесно с ними взаимодействуем по их решению, понимая, что эта задача общая.

Если говорить о блоке, который я курирую, очень важный вопрос – это розничные рынки. С 1 января вступает в силу положение федерального закона о розничных рынках, в соответствии с которым они должны быть в капитальном строении, здании ли сооружении. С начала года мы договорились с правоохранительными органами, с органами УФМС, что мы будем проводить с налоговой инспекцией комплексные проверки. Эта работа у нас уже идёт. Создана межведомственная комиссия, которая рассматривает ситуацию по каждому из рынков. С начала года мы будем проводить такие комплексные проверки и тем рынкам, которые не соответствуют требованиям, будем выносить предписания о закрытии. Здесь вопрос заключается том, что нам нужно обеспечить наличие этих рынков в соответствии с потребностями.

У нас же рыночные отношения. Если есть спрос, то будет и предложение . Поэтому, естественно, рынки группируются вокруг МКАДа, куда имеют возможность и москвичи доехать, и часть жителей Московской области. А чем дальше вглубь области – там только местное население присутствует на рынках.

И мы, и москвичи уже привыкли совсем к другим форматам розничных рынков. И уже давно эти павильоны, которые могут от порыва ветра завалиться, должны были уйти в прошлое. Приехав на рынок, мы не хотим ходить под дождём, под порывами ветра, мы хотим зайти в оборудованное помещение. С учётом соблюдения всех требований, в том числе и в сфере налогообложения, мы хотим совершать покупки. По нашим расчётам, нет необходимости в таком большом сосредоточении рынков у МКАД. Поэтому нами сейчас заканчивается разрабатываться план размещения рынков. Мы предложим другие места для размещения в соответствии с потребностями, с методиками министерства экономического развития. Здесь нужно понимать, что закон вступает в силу, его требования обязательны и поэтому управляющие компании должны быть готовы к тому, что мы будем выдавать предписания о закрытии тех рынков, которые этим требованиям не соответствуют.

Что значит капитальные здания? Как должен выглядеть рынок с 1 января 2013 года?

Это означает, что рынок должен располагаться именно в здании. У здания с технической точки зрения должен быть фундамент, у него должны быть капитальные стены, капитальная кровля. То есть это такое здание или сооружение, где можно вести деятельность без угрозы для жизни и безопасности. Естественно, и с правовой точки зрения это должно быть здание, то есть оно должно быть построено в соответствие со всеми требованиями действующего законодательства, на земельном участке, который предоставлен для строительства. Поэтому мы будем этого добиваться совместными усилиями, проводя комплексные проверки каждого из этих рынков. Мы видим, что управляющие компании с понимаем к этому относятся. И мы, конечно, не допустим того, чтобы пострадали те малые предприниматели, которые ведут торговлю на этих рынках. Я думаю, что мы совместными усилиями сделаем так, чтобы у нас действительно потребности граждан совпадали с тем предложением, который делают управляющие компании. Но это предложение должно соответствовать требованиям закона.

80% рынка – это тысячи малых предпринимателей. Куда они пойдут? И второй вопрос. Безусловно, капитальное здание требует от управляющих компаний довольно серьёзных вложений, денег. Они эти деньги будут возвращать с предпринимателей. То есть, если предприниматель в этом году платит, ну, условно 3 тысячи рублей за аренду, то в следующем году он будет платить 30 тысяч. Понятно, что предприниматель не может работать себе в убыток, и будет повышать цены на свой товар, который он продаёт. В итоге, за капитальное строение и всё остальное будут платить конечные потребители, которые приходят на рынок. То есть мы с вами.

Здесь не такая прямая зависимость, потому что мы должны понимать, что на тех рынках, о которых мы говорим, которые не соответствуют этим требованиям, даже появляться небезопасно. Мы с вами прекрасно понимаем, что там зачастую не соблюдаются миграционное законодательство, санитарные нормы. Здесь же рынок будет регулировать как раз спрос и предложение. Я надеюсь, розничные компании понимают, что закончилось время, когда инвестиции можно было окупать за три-пять лет. Мы переходим к тому, что инвестиции в этот бизнес управляющие компании будут окупать за 10-12 лет. И это нормальная ситуация. Без определённых затрат невозможно добиться определённого уровня комфорта. Но это нормальная ситуация. Кроме того, есть уже рынки, которые этим требованиям соответствуют. Там найден баланс между уровнем цен для конечного потребителя и уровнем затрат, которые несут малые предприниматели, а также между доходом управляющей компании при условии, что требования законодательства соблюдаются. Я думаю, этот баланс везде будет найден. И в конечном итоге потребитель по праву будет покупать там, где ему выгодно, комфортно и безопасно. Важно понимать, что действие этого закона не будет перенесено, как это уже делалось.

Федеральный закон не обсуждают - его нужно принимать и исполнять. Но опять же - тысячи людей 1 января окажутся вне закона.

Ну, не тысячи людей находятся вне закона - и управляющие компании будут решать эту проблему. Они будут заканчивать те процессы, которые уже начаты, и мы будем, естественно, их отслеживать на межведомственной комиссии. Принимать решения, как предприниматели будут переходить на те рынки, которые уже оборудованы в соответствии с требованиями законодательством, где и для предпринимателей, и для людей созданы условия. Я считаю, что этот процесс, может быть, будет болезненным с той точки зрения, что люди на что-то надеялись. Или что 1 января 2013 года не наступит, или будет отсрочено требование этого закона. Но я считаю, что мы должны настраиваться на то, что законы нужно выполнять. Другое дело, что нужно совместно прорабатывать механизм, как это лучше сделать. И мы находимся в контакте и с общественными объединениями предпринимателей, и с управляющими компаниями. Я считаю, что этот процесс пройдёт нормально, в конструктивном взаимодействии.

Возвращаясь к землям сельхозназначений: правительство будет как-то возвращать неиспользуемые земли сельхозназначений в Московскую область? У тех нерадивых управляющих компаний, владельцев, которые эту землю не используют, эти земли будут изыматься?

Как раз этот вопрос обсуждался на коллегии счётной палаты, где были обнародованы результатах её проверки. Там были выявлены неиспользуемые земли сельхозназначения прежде всего федеральными предприятиями. И мы со счётной палатой договорились, что эта работа будет закончена, будут выявлены другие участки. А сейчас мы с некоторыми федеральными предприятиями как раз ведём работу по передаче земель. Ещё при бывшем губернаторе Сергее Шойгу было несколько инициатив о внесении изменений в федеральный закон. Мы сейчас совместно с МЭР внесли несколько законопроектов, которые повышают административную ответственность за неиспользование земель, которые будут запрещать дачное строительство на землях сельхозназначения, чтобы на этих землях не строились коттеджи, многоэтажные дома без инфраструктуры. Эту работу мы продолжаем. Мы рассчитываем, что по результатам ещё одной масштабной проверки земель сельхозназначения мы будем обращаться в правительство с тем, чтобы эти земли были переданы нам для развития сельхозпроизводства. В частности, мы ведём работу по тем федеральным предприятиям, которые сознательно доведены до состояния банкротства. Наши сельхозпроизводители готовы их взять, оздоровить и продолжать развивать. Поэтому мы рассматриваем эти земли как источник развития сельского хозяйства, а там, где по ряду причин это нецелесообразно, они будут источником для развития Московской области и её инвестиционного потенциала.

Вопрос предновогодний. Этот год был довольно сложным, високосным. В сфере имущественных отношений, какое главное событие произошло в 2012 году и почему это событие вы считаете главным событием года?

Я думаю, что их несколько. Во-первых, это очень хорошее взаимодействие с Росимуществом. Это ведомство даже назначило куратора в лице заместителя руководителя по Московской области. Мы уже в рабочем порядке готовим документы по передаче этого имущества. Я считаю это событие очень серьезным, потому что мы доказали Росимущству, что эти земельные участки необходимы и мы крайне в них заинтересованы. Следующее очень серьезное решение - это передача земель министерства обороны. Для Московской области это тем более актуально, потому что таких земель много в Подмосковье и стоимость их более высокая, чем, например, в других субъектах РФ.

Я считаю, что ничего нельзя сделать одному, можно сделать только в команде. И я уверен, что главным достижением является создание такой команды, куда входят представители федеральных ведомств, в частности, налоговой инспекции, и мы вместе решим все задачи. Я считаю, создание такой команды – это достижение года в сфере имущественных отношений Московской области.

Я вас поздравляю с Новым годом наступающим. Я хочу вам пожелать, чтобы команда не пробуксовывала, а только набирала обороты, и чтобы Московская область процветала с Вашей помощью.

Спасибо Вам большое. Мы рассчитываем на то, что вы тоже в нашей команде, потому что для нас будет важно проводить очень много разъяснительной работы. И нам очень важно информировать население, почему мы это делаем. Поэтому мы очень рассчитываем на вашу помощь и активное участие. Спасибо.

Интервью провела главный редактор телеканала "Подмосковье" Елена Жильцова

30.12.2012

Интернет-портал Правительства Московской области

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет