Как получить своё, если деловой партнёр – банкрот?

Как получить своё, если деловой партнёр – банкрот?

Многим предпринимателям хорошо известно, что в ряде случаев при осуществлении коммерческой деятельности целесообразно использовать конструкцию, так называемых, рамочных соглашений. Преимущество рамочного соглашения можно увидеть на примере договора поставки продукции. На момент подписания такого документа его стороны, как правило, не могут четко определить товар, который поставщик будет поставлять, а покупатель принимать и оплачивать. Строго говоря, рамочное соглашение — это форма, в которую может облекаться любой будущий договор. В нем закрепляются общие условия взаимоотношений сторон в рамках определенного обязательства. Исполняться он может через заключение других предусмотренных им соглашений, либо иным способом. Такая конструкция коммерческих взаимоотношений чаще всего применяется при длительных и устойчивых связях между деловыми партнёрами. Рамочные соглашения могут различаться по своей форме и сути. В ряде случаев в соглашении указываются общие условия сделки и намерение провести определенные мероприятия, чтобы появился ее предмет. Противоположный вариант предполагает наличие предмета сделки, но неопределенность общих условий. В одном случае, закрепляется только намерение заключить сделку. Остальные условия стороны договариваются согласовать позднее, например, путем заключения дополнительных соглашений. В другом случае, в рамочном соглашении содержится только ряд общих условий совершения сделки. Согласование же существенных (например, того же предмета соглашения) откладывается на будущее время. В примере с поставкой товара его наименование и/или количество стороны договариваются определить позднее в приложениях, спецификациях, заявках и прочих оформляемых дополнительно прилагающихся документах.

Таким образом, в рамках заключённого рамочного соглашения, стороны могут впоследствии подписывать отдельные документы, каждый раз согласовывая конкретные условия таковых. Хотя в соответствии с одним из основных принципов гражданских взаимоотношений, сделки должны происходить при соблюдении равенства прав и интересов участвующих сторон, на практике этот принцип соблюдается далеко не всегда. Очевидно, что чем больше заинтересована та или иная сторона в заключение сделки, тем охотнее она идёт на уступки по коммерческим условиям. Кроме того, длительные устойчивые взаимоотношения между деловыми партнёрами тоже в ряде случаев приводят к потере бдительности и построении коммерческих взаимоотношений исключительно на основе доверия.

В частности, при исполнении широко распространённого договора поставки продукции, возникают коммерческие риски:

- у поставщика – в случае осуществления поставки товара до получения оплаты за него;

- у покупателя – при осуществлении предоплаты до поставки товара.

Стороны стараются защитить свои законные интересы, договариваясь о том, что предоплата вносится не в полном объёме или о том, что право собственности на поставленный товар переходит к покупателю только после полной оплаты. Нередко опытные менеджеры ещё на этапе составления рамочного соглашения, а также типового дополнительного соглашения с конкретными условиями сделки прибегают к помощи профессиональных адвокатов, имеющих опыт работы в соответствующей сфере права. Это позволяет существенно минимизировать риски неисполнения сторонами соответствующих договорных обязательств. В других случаях, предприниматели обращаются к юристам, когда проблемы уже возникли и требуются грамотные оперативные действия по защите уже нарушенных интересов. Об одном из интересных случаев, когда можно было смело утверждать что «дьявол крылся в деталях», мы расскажем в данной статье.

 

В нашу адвокатскую канцелярию обратился клиент, являющийся директором компании, зарегистрированной в Германии. Клиент, по имени Роман (имя было изменено) руководил фирмой, занимающейся производством и поставкой механизмов и запчастей для сельскохозяйственного оборудования. Долгое время фирма успешно сотрудничала с крупным заводом по изготовлению оборудования, используемого в сельском хозяйстве, пока «среди ясного неба не грянул гром». Роман рассказал нам достаточно распространённую печальную историю о том, что в один из случаев стандартной поставки продукции покупателю на сумму около 20.000 Евро оплата произведена не была. Более того, представители контрагента уже около двух недель не реагировали ни на претензионные письма, ни на звонки. Указанная сумма представляла значительную часть активов предприятия Романа, поэтому он просил нас о квалифицированной и срочной юридической помощи. Разумеется, в первую очередь, мы запросили и проанализировали документы, в рамках которых велись деловые взаимоотношения между партнёрами. Во-первых, это было подписанное рамочное соглашение о поставке продукции в соответствии с прилагаемой спецификацией. Во-вторых, в каждом из случаев поставки стороны заключали отдельное дополнительное соглашение с указанием всех существенных условий, а именно – предмет поставки, цена товара, срок, порядок оплаты за товар. Такое сотрудничество, на регулярной основе, существовало между сторонами уже около пяти лет подряд, не вызывая каких-либо проблем или затруднений. Стандартным условием поставки товара было внесение предоплаты за него в размере 50 процентов его цены, данное условие было зафиксировано и в дополнительных соглашениях, заключаемых сторонами в каждом из случаев. Проблемы и неясности с исполнением обязательств покупателем – заводом – начались уже около года назад. Директор завода, на который осуществлялись поставки, уже неоднократно просил нашего клиента об отсрочке оплаты, объясняя это разными обстоятельствами и временными сложностями. Однако, стороны продолжали работать, так как оплата за поставленный товар, хотя и со значительными задержками, но всё же производилась. Роману было выгодно продолжать сотрудничество с заводом, поэтому он надеялся на быстрое урегулирование возникших проблем и возвращения всего «на круги своя». К сожалению, вместо налаживания ситуации, наступил кризис, выразившийся в полном отсутствии оплаты.

 

Адвокат нашей канцелярии, взявшийся за дело клиента, приступил к работе по розыску «пропавшего» контрагента. К сожалению, вскоре выяснились достаточно печальные обстоятельства. Завод объявил себя неспособным платить по долгам, а именно, - банкротом. Предприятие находилось под временным управлением, производились мероприятия по оценке оставшихся активов и имевшихся требований многочисленных кредиторов. На первый взгляд, могло показаться, что перспективы нашего клиента по данному делу достаточно печальны – он должен был бы «встать в общую очередь» по удовлетворению требований кредиторов. Каждому, столкнувшемуся с подобными обстоятельствами, ясно, что возможность что-то получить в таком случае, а тем более, удовлетворить свои финансовые требования в полном объёме, здесь весьма туманна. Тем не менее, адвокат не стал сдаваться и тщательно проанализировал все обстоятельства данной неоплаченной поставки. К счастью, выяснилось, что наш клиент, несмотря на поставку товара в полном объёме без предоплаты, всё же сумел снизить свои правовые риски по договору. При осуществлении данной поставки он направил контрагенту письменное уведомление о том, что право собственности на поставляемый товар переходит к покупателю только после оплаты товара в полном объёме. Представители завода ответили на такое уведомление коротким письмом с согласием. Таким образом, несмотря на то, что поставленный товар уже фактически находился во владении покупателя, собственником, с юридической точки зрения, он не являлся. Поэтому адвокат нашей канцелярии подготовил и отправил в адрес должника претензию с требованием возврата товара, в случае если он ещё находился в распоряжении предприятия или уступки права требования на получение за него покупной цены, если он уже был передан какому-либо третьему лицу.

Следовательно, письменное уведомление, направленное поставщиком покупателю во время фактической поставки товара, позволило избежать процедуры требования причитающегося возмещения в порядке общей очереди при банкротстве. Кроме того, грамотная претензия, своевременно составленная и направленная адвокатом нашей канцелярии, значительно повышает шансы нашего клиента, получить свой дорогостоящий товар обратно или возмещение за него. Разумеется, взявшись за это дело, мы будем вести его до успешного завершения. Если досудебная претензия, направленная адвокатом, не возымеет своё действие, мы будем представлять интересы клиента в суде, а также в процессе исполнительного производства.

 

В завершении хотелось бы отметить, что реализация всех видов предпринимательской деятельности плотно связана с возникновением разнообразных неблагоприятных ситуаций, оказывающих негативное влияние на деятельность предприятия. Такие ситуации называются «предпринимательскими рисками». Отказ контрагентов исполнять свои обязательства по сделкам, а также банкротство последних, относятся к одним из наиболее значительных рисков в сфере предпринимательской деятельности. Нужно признать, что предпринимательские риски являются неотъемлемой частью любого бизнеса, избежать их невозможно, однако, понимая причины их возникновения и пути выхода из рисковых ситуаций, риски можно минимизировать. В общем и целом, предпринимательские риски – это неотъемлемая часть существующей экономической свободы, однако, без преодоления рисковых ситуаций невозможно получить прибыль, другими словами: кто не рискует осознано, тот не получает выгоды. Одними из основных способов снижения рисков является выбор надёжных и проверенных временем контрагентов, а также составление контрактной документации, на основании которой осуществляется работа, с учётом возможности возникновения непредвиденных негативных ситуаций. Только контроль и грамотный выбор путей преодоления кризисных ситуаций позволит вашему предприятию не только сохранить рентабельность, но и выйти на высокий уровень прибыльности.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

АДВОКАТСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ

 

18.06.2019

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет